Постмодернизм (Кузнецов, 2007)
ПОСТМОДЕРНИЗМ - совокупность разнородных концепций в области искусства, философии, психологии, истории, теологии и иных сфер современной культуры, связанных друг с другом лишь скептическим отношением к возможностям философии в создании стройной мировоззренческой картины, к существованию стандартов и канонов в искусстве и литературе. «Модернистские» установки, основанные на классических понятиях субъекта и объекта, абсолютной и относительной истины, на вере в роль науки в описании, объяснении и преобразовании действительности, с точки зрения П., не выдержали испытания временем, потому что наука и философия не смогли «справиться» с природой и обществом, не смогли выявить их законы. Как единое течение или направление в философии П. не существует. Чаще всего говорят о постмодернистском дискурсе или постмодернистской ситуации в философии и культуре. Как понятие утверждается в 1980-х гг. в работах Лиотара. Наиболее общими признаками П. являются: принципиальный отказ от возможности целостного описания реальности; критика классических стандартов философствования (классической рациональности); обоснование невозможности взаимопонимания между представителями различных философских концепций из-за отсутствия универсального смыслового поля и общего единого языка; практически полное, последовательное и сознательное разрушение категориального аппарата философии.
В искусстве П. констатировал исчерпанность познавательного дискурса, питавшего эстетику с эпохи Возрождения. Это существенно изменило облик самого искусства. В нем были растворены связи «знак-значение», конституировавшие произведение искусства в его классическом понимании. В новой ситуации преимущество получила ориентация на объектный тип искусства («галактика означающих», по Р. Барту). Лишившись познавательной функции, искусство перестало стремиться к новизне и оригинальности. Были внесены существенные коррективы в понимание творческого процесса в искусстве. Ранее художественное творчество рассматривалось как реализация идей и замыслов художника в материале произведения искусства. Оно вписывалось в рамки творческой (проективной) деятельности, общей для художника, инженера и ученого. Теперь художник перестал быть художником в этом традиционном, берущем начало в Древней Греции интегративном смысле, отказавшись работать по правилам и законам проективной деятельности.
Изменилось символическое наполнение искусства. П. отменил важнейшие принципы предшествовавшего искусства: условность, стиль и форму, уникальность художественного произведения и стал активно утверждать противоположные принципы так называемой сниженной эстетики: банальность, обыденность, утилитарность и даже вульгарность. Таким образом, в П. практически растворилась грань, в прошлом всегда разделявшая условное искусство и безусловную реальность. Поэтому вместо «искусства» сами художники, приверженцы П., охотнее называют свою деятельность «духовной практикой», «культурной акцией» и т.п.
П. значительно изменил облик архитектуры, кинематографии, хореографии, художественной литературы и поэзии и создал новые виды искусства, ранее не существовавшие: поп-арт, боди-арт, лэнд-арт, инсталляция, перфоманс и хеппенинг.
Эстетика П. складывалась при прямом влиянии на нее крупнейших философов второй половины XX в.: Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза и Ф. Гваттари, Ж. Деррида, Ф. Джеймиссона, Ж.Ф. Лиотара, Ю. Кристевой.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 432-433.
Пример сниженной эстетики постмодернизма:
банальность, обыденность, утилитарность и вульгарность.