Ключевые компетенции
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ — узловое понятие в современной мировой образовательной практике, обозначающее совокупность базовых (ключевых, универсальных) знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть молодой человек в школьные годы для более полной последующей самореализации в основных своих статусно-ролевых проявлениях: семьянина, собственника, работника, потребителя, гражданина, творца. В структуру ключевых компетенций входят: компетенция в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетенция в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетенция в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия); компетенция в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, духовно обогащающих личность). Компетенции формируются в процессе обучения, воспитания и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, искусства, религии, всей культуры.
Наиболее острой проблемой в связи с приоритетом школы в этом процессе является проблема формирования многокомпетентного педагогического работника, который будет в состоянии формировать в свою очередь у детей и подростков «способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий». Реально существующий и консервируемый низкий социальный статус российского педагога не позволяет пока осуществлять компетентностный подход к школьному образованию в полной мере.
Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 158-159.