Рационализм (Кузнецов)
РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - разум) - направление в философии и методологии науки, признающее основой и источником достоверного знания разум, мышление. Термин «Р.» стал активно применяться лишь в XIX в. Рационалистическую традицию обычно противопоставляют эмпирической, а также (на других основаниях) иррационализму. Для Р. характерно утверждение превосходства мышления над чувствами, известное еще с античности (элеаты, атомисты, Платон и др.). Средневековый Р. (П. Абеляр и др.) противостоял религиозному фидеизму и обскурантизму. Возникновение философского Р. Нового времени совпадает с возникновением классической науки. Философия стремилась объяснить всеобщий и необходимый характер принципов научного знания, в особенности знания математического. В то же время некоторые рационалисты (например, Б. Спиноза) применили «геометрический метод» для изложения самой философии. Считалось, что разум (а не опыт) содержит достоверные начала познания, которые, возможно, врождены (в актуальном или потенциальном виде). С этим связывалось понимание знания как целостной системы идей, имеющей дедуктивный характер. Дедукция представляет собой цепь выводов, каждый из которых предполагает интуитивную очевидность свидетельств разума, непосредственное «усмотрение» ясности и отчетливости идей (Р. Декарт). При этом дедукция обычно противопоставлялась индукции, а «истины разума» — «истинам факта». Р. связан со стремлением новоевропейских философов создать всеобщий метод исследования, отдающий предпочтение синтетическому движению от интуитивно постигаемых аксиом к следствиям. Рационалисты (среди которых были как идеалисты, так и материалисты) критиковали схоластическую логику, противопоставляя ей понимание логики как метода открытия нового, ранее неизвестного знания. Для Р. характерно отождествление структур бытия и разумного мышления, приводящее к панлогизму. С этим связана, например, онтологизация в лейбнице-воль- фовской школе формально-логических законов тождества, противоречия и достаточного основания. Логическое основание отождествлялось с причиной, а каузальные связи в действительности — с необходимыми логическими выводами. Это порождало гносеологический оптимизм рационалистов, уверенность в абсолютной познаваемости законов разумно устроенной природы. В данном отношении Р. явился важной философской предпосылкой европейского Просвещения. В XX в. отдельные положения Р. возрождаются в феноменологии (Э. Гуссерль), во французском неорационализме (Г. Башляр и др.), критическом рационализме К. Поппера и некоторых других направлениях.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с.467.