Психофизика
ПСИХОФИЗИКА. На заре Нового времени Декарт провозгласил разум внетелесной сущностью. Сознание, утверждал он, не имеет протяженности, а потому не может быть объектом материального мира. Концепция Декарта явилась одной из основ формирования картезианско-ньютоновского мировоззрения. Картина мира классического естествознания включает идеи о противоположении объекта и субъекта, материального и идеального, о восприятии среды в категориях пространства и времени, жестких причинно-следственных связей. Внутренний мир человека радикально отличался от внешнего мира косной материи и был оиделен от него резко очерченной границей. Эта модель реальности и до сих пор оказывает большое влияние на исследование проблем человека и сознания.
В наше время в исследовании этих проблем получил развитие функционалистический подход. По мнению лауреата Нобелевской премии нейрофизиолога Р. Сперри, следует отказаться от традиционного противопоставления материального и идеального и принять функционалистскую концепцию нового ментализма. В этой концепции субъективное связывается с холистскими воздействиями физиологических процессов в мозге, а сознание рассматривается как активный фактор, способный оказывать воздействие на материю. Сознание, пишет Сперри, возникает «только на высших уровнях мозговой иерархии при определенных особых типах мозговых процессов, в известном роде уникальных, которые еще предстоит открыть и которые вряд ли могут быть идентифицированы с тем, что доныне именовалось нейронными событиями». В этих словах Сперри звучит признание целесообразности поиска того феномена, который Декарт назвал «третьей субстанцией». Топологию этой субстанции, пишет по этому поводу Мамардашвили, мы понять не можем, но в любом акте сознания присутствует это «когито», невербальное ядро, «естественный свет». Близкие мысли о проблеме такой «субстанции», занимающей более высокий иерархический уровень по отношению к атомно-молекулярным структурам коры мозга, высказывали многие современные нейрофизиологи и нейропсихологи (Дж. Экклз, У. Пенфилд, Ст. Гроф, Дж. Лилли, Дж. Янг, Н.П. Бехтерева, В.П. Казначеев и др.).
В работах И.З. Цехмистро (1981), Э. Харта (1982), Р. Джана (1984), Г. Стэппа (1994), Р. Пенроуза (1996) предприняты попытки построить квантово-механическую модель сознания. Формализм квантовой теории позволяет рассчитать волновую функцию системы как разложение по ее возможным состояниям. В реальном процессе наблюдается лишь одно из этих состояний и выбору этого состояния соответствует редукция (упрощение, возвращение назад) волновой функции. Возникает вопрос, как включить в этот формализм активность сознания?
Под руководством профессора Принстонского университета в США Р. Джана была проведена серия опытов по психокинетическому воздействию человека на электронные и механические системы. Были получены статистически убедительные доказательства того, что такое воздействие имеет место. И следовательно, вопрос о включении сознания в формализм квантовой механики не лишен смысла. Отвечая на него, Джан и его сотрудница Б. Данн постулируют существование удовлетворяющей уравнению Шредингера - основному уравнению квантовой механики — волновой функции, связанной с сознанием. Этот подход не позволяет, однако, внести ясность в проблему раскрытия механизмов его воздействия на косную материю.
Более перспективный метод развит Г.И. Шиповым, который показал, что в рамках теории физического вакуума волновая функция имеет смысл торсионного поля, или поля кручения пространства, порождаемого спином. В результате Шипов получил вариант квантовой механики как теории торсионных полей для квантовых объектов.
Свойства торсионных полей весьма необычны: отсутствие ослабления с увеличением расстояния, сверхсветовая скорость распространения взаимодействий, отсутствие поглощения света природными средами, информационный, а не энергетический характер передачи сигналов. Если первичные торсионные поля, которые порождает физический вакуум, не содержат ничего, кроме спиновой структуры, то в нейронных сетях коры головного мозга могут существовать спиновые структуры, также способные испускать и принимать торсионные волны. Именно с ними можно связать механизм психокинетического эффекта в опытах Джана—Данн, а также в большом числе других аналогичных явлений, известных как СЧВ — сверхчувственное восприятие.
В модели физического вакуума, предложенной Ю.А. Бауровым, также предсказывается существование во Вселенной нового информационного канала, обусловленного взаимодействием элементарных одномерных квантовых объектов — бюонов. В трехмерном пространстве этот канал имеет масштаб неопределенности 1028 см, т.е. порядка радиуса Вселенной. За счет этого канала все объекты живой и неживой природы связаны в одно информационное поле.
Феноменологическая модель сознания и взаимодействия живых и косных систем, включая дальнодействие, прекогницию, психокинез и другие эффекты СЧВ, предложена Л.В. Лесковым. В этой модели принято функциональное определение сознания как оператора смыслов, а в качестве его физической основы используется мэоническая концепция семантического пространства, введенного В.В. Налимовым. Этот механизм может лежать также в основе таких эффектов, как интуиция, коллективное бессознательное и др.
Вся сложная сеть процессов, протекающих в мозге, обеспечивает работу сознания в качестве оператора смыслов. Результатом этой работы оказывается упорядочение входящей информации. Будучи объектом материального мира и подчиняясь второму началу термодинамики, мозг в состоянии справляться с этой задачей потому, что информационные потоки и потоки термодинамической энтропии разделены. Результатом работы мозга оказывается, таким образом, упорядочение информации и возрастание энтропии.
Работа сознания является существенно неравновесным процессом и ее обязательным элементом оказывается синтез информации. Появление при этом нового смысла после приема исходного текста может осуществляться на основе Байесова формализма, предложенного В.В. Налимовым.
И наконец, следует отметить, что наиболее существенный прогресс в решении проблем сознания связан с использованием идей современных теорий физического вакуума. Эти достижения образуют основу новой научной парадигмы, позволяющей с единых философских и методологических позиций подходить к осмыслению единства мира, включая аспекты сознания и его выхода за пределы соматической капсулы. В рамках современных концепций П., основанных на идеях теории физического вакуума, отсутствует антитеза материя—сознание. Эта концепция открывает возможность как для свободного и внутренне непротиворечивого осмысления имеющейся экспериментальной информации, так и для постановки новых теоретических и экспериментальных исследований.
Литература:
Акимов А.Е., Бинги В.Н. О физике и психофизике // Сознание и физический мир. 1995. № 1;
Лесков Л .В. Семантическая Вселенная и МБК-концепция // Вестник Московского университета. Серия 7. Философи 1994. №4;
Джан Р., Данн Б. Границы реальности. Роль сознания в физическом мире. М., 1995.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с.460-462.