Противоречие диалектическое
ПРОТИВОРЕЧИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ - категория, выражающая внутренний источник всякого развития, движения. П., понятое как только внешнее, не может быть таким источником. Именно признание внутреннего П., единства внутреннего и внешнего П. отличает диалектику от метафизики. «...Диалектика есть изучение противоречий в самой сущности предметов...» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 227). Иначе говоря, диалектика отличается от метафизики не вообще признанием П., а признанием П. именно в сущности предметов, т.е. признанием существенных, внутренних необходимых П. Рассматриваемые диалектикой П. нужно отличать от так называемых «логических» П., выражающих путаницу и непоследовательность мысли.
П., рассматриваемое диалектикой, будучи источником движения, само движется, развивается. К ступеням развития П. в самой сущности предметов относятся тождество, различие, противоположность, П., или собственно П. Следовательно, категория «П.» характеризует и все ступени развития П. в сущности предметов и высшую его ступень. Уже тождество есть зародыш П., т.к. старое, будучи существенно тождественным самому себе, содержит в себе предпосылки нового, т.е. моменты отличия себя от самого себя, но в качестве подчиненных тождеству. Различие также есть еще не вполне развитое П., ибо, хотя на первый план и выходит сосуществование нового и старого, однако новое образовалось и продолжает развиваться из старого в связи со старым. В противоположности П. еще более развиваются, ибо, хотя и выдвигается на первый план отрицание, исключение новым старого, тут также новое образуется из старого и обнаруживается сама внутренняя связь со старым: новое осуществляется как отрицание старого. На высшей ступени П., или на ступени собственно П., новое завершает отрицание, преобразование старого, включая старое в снятом, преобразованном виде как свой собственный момент. Теперь формируется связь, внутреннее единство различных сторон, вещей и т.п. На ступени П. главным становится не отрицание сторонами П. друг друга, а то, что в этом процессе они порождают друг друга. Отрицая друг друга, противоположные стороны, переходят друг в друга, становятся тождественными. Это — кульминационная ступень П. «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности, — при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 98). Достижение высшей ступени П. тем или иным предметом означает одновременно и созревание предпосылок его исчезновения, ибо такая ступень П. есть отрицание предметом самого себя внутренним движением. Диалектика по своей сути «в позитивном понимании существенного... включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно, также и с ее преходящей стороны, она ни пред чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 22). П., рассматриваемое диалектикой, всеобще, оно действует и в природе, и в обществе, и в мышлении, сознании.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с.452-453.