Протестантизм (Кузнецов)
ПРОТЕСТАНТИЗМ - одно из трех главных, наряду с католицизмом и православием направлений в христианстве, возник в период Реформации — массового антикатолического движения в Европе в XVII в. Термин произошел от «Протеста» (лат. protestation), составленного сторонникам М. Лютера, обнародованного 26 апреля 1529 и выражавшего несогласие с решением имерского сейма в Шпейере. Сейм отмени решение 1526 г. о предоставлении князьям права выбирать религию для своих подданных, постановил восстановить Вормски конкордат, принял решение препятствоват распространению нового религиозного учения, преследовать секты, отвергающие католическое таинство причащения. К сторонникам «Протеста» были причислены все противники католицизма. Протестантами стали называть последователей учет М. Лютера в Германии, Дании, Швеци: Норвегии (лютеране); сторонников У. Цвингли и Ж. Кальвина в Швейцарии, Германии, Франции, Польше (реформаты); отделившихся в 30-е гг. XVI в. от римско-католической церкви англикан (епископальная церковь); английских и шотландских последователей Ж. Кальвина (пуритане, пресвитериане); анабаптистов в Швейцарии и Германии; меннонитов в Нидерландах, Польше; сторонников более рационалистических направлений — унитариев и социниан в Германии и Польше. В дальнейшем на основе уже существующих церквей, сект и направлений возникает ряд течений так называемого позднего П., образовывавшихся, как правило, под знаменем возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. К представителям позднего П. относятся баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, мормоны и др. В настоящее время П. распространен в ряде стран Европы (Германия, Нидерланды, Швейцария, Великобритания), в Канаде, США, Австралии, Новой Зеландии, Африке, Азии. В современном П. наличествуют и фундаменталистские, и либеральные, и эку-менические организации, растут харизмати-ческие общины. Тенденция к интеграции различных направлений современного П. отразилась в создании в 1948 г. руководящего органа экуменического движения — Всемирного совета церквей. В Россию течения западного П. завезены эмигрантами и известны с XVI в. Первую протестантскую общину в России создали меннониты.
П. сохранил христианские представления о бытии Бога, его триединстве, трактуемом, однако, в некоторых направлениях специфически (унитарии, свидетели Иеговы, мормоны), о бессмертии души (кроме адвентистов и свидетелей Иеговы), рае и аде, об Откровении, о Промысле божьем и любви к Его творению, о богодухновенности Священного Писания, Богочеловечестве Иисуса Христа, Его непорочном зачатии, искуплении первородного греха, воскресении, втором пришествии, о Страшном суде, воскресении мертвых, о воздаянии, грядущем Царстве Божием. Но П. выдвинул и три новых принципа: признание исключительного авторитета только Священного Писания, учение об оправдании верой, равенство верующих перед Богом и в связи с этим отрицание особенного благодатного авторитета духовенства (принцип всеобщего священства). Согласно протестантскому вероучению, первородный грех настолько извратил природу человека, что он потерял способность различать добро и зло, поэтому путь к спасению лежит не через добрые дела, аскетизм или совершение таинств — это несущественно. Спастись можно только личной верой в искупительную жертву Христа. Добрые дела, совершаемые христианином, — это следствие его любви к Богу и веры в Евангелие Христа. Каждый христианин в силу своего крещения вступает в личную связь с Богом, не нуждаясь в посредниках в лице церкви и священнослужителей. Изучение и толкование Библии является обязанностью каждого верующего, в отличие от католицизма, где толкование Библии мирянами считается грехом. Для осуществления такой возможности Библия переводилась на национальные языки. П. упразднил церковную традицию, отказался от догматического различия между священником и мирянином. Каждый член общины может проповедовать, совершать богослужения. Духовенство вы- борно и подотчетно общине, лишено права исповедовать и отпускать грехи. В П. отменен целибат, отсутствуют монастыри и монашество. Принцип всеобщего священства привел к переосмыслению и изменению культа. Было отменено почитание мощей и икон, поклонение святым и праздники в их честь. Было упразднено пышное церковное убранство, алтари, иконы, статуи, колокола. П. отвергает католический догмат и молитвы за умерших. Остаются только два признаваемых П. таинства — крещение и причащение. В отличие от католической и православной интерпретации, протестантское толкование не признает идеи сообщения посредством таинств особой благодати. Основу богослужения составляют чтение Библии, проповедь, пение религиозных гимнов. Большая роль отводится молитвам как коллективным, так и индивидуальным. Сохраняются самые значительные праздники католического церковного года. Некоторые протестантские объединения соблюдают праздники гражданского происхождения, например, День благодарения в США.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с.450-451.