Павликианство (Филатов, 2011)
ПАВЛИКИАНСТВО — еретическое учение, именуемое предположительно по имени апостола Павла. Павликианство зародилась в середине VII в. на востоке Византийской империи (в Западной Армении), основателем движения был армянин Константин, принявший впоследствии имя Сильван. В начале VIII в. движение павликианства распространилось и в Восточной Армении, и в византийской Малой Азии. Основную массу павликиан составляли крестьяне и частично городские низы. В Армении движение павликиан к середине VIII в. стало народно-освободительным движением против Арабского халифата. На формирование религиозно- философского учения павликианства оказали влияние манихейство и маздакизм. По своим философским воззрениям павликиане — дуалисты. Они признавали бога добра (небесный отец) и бога зла (сатана), Христа — как одного из ангелов и сына бога добра. Согласно учению павликиан, после того как будет уничтожен бог зла (творец видимого мира и людей), на земле распространится власть бога добра. Павликиане отвергали культ Богородицы, пророков и святых, Церковь и духовенство и особенно монашество. Священной книгой считали лишь Новый Завет (без посланий апостола Петра). Вероучение павликиан приняло оформленный вид в первой половине IX в. при ересиархе (главе еретиков) Сергии-Тихике. С середины IX в. павликиане перешли к открытой борьбе, к вооруженному восстанию против византийского господства; военачальниками павликиан в этот период стали Карвеас и Хрисохир. Павликиане создали в Малой Азии на арабо-византийской границе свое государство со столицей Тефрика. Во главе с Карвеасом и Хрисохиром они совершали походы во внутренние области Византии, доходя до Ни- кеи, Никомедии и Эфеса. В 872 г. у Вафириака византийские войска разгромили павликиан, в битве погиб Хрисохир; в 878 г. византийцы заняли Тефрику. Уцелевшие павликиане нашли убежище в Армении, где их последователями стали тондракийцы (в византийских источниках часто называемые павликианами). В VIII—IX вв. павликиане неоднократно переселялись византийским правительством на Балканы (главным образом в Филиппополь), где сыграли немалую роль в возникновении богомильства и не раз предавали империю, понуждая кочевников нападать на ее земли; поддерживали вторжения крестоносцев и болгар.
Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.161-162.