Обожение
ОБОЖЕНИЕ (феосис) — православное богословско-мистическое учение о спасительном приобщении человека к Богу в нетварных энергиях Божиих, способствующем преображению его тварной природы и делающем человека Божественным существом не по естеству, но по благодати. Согласно православному вероучению, Промысел Божий предначертал обожение в качестве призвания человека и конечной цели бытия тварного мира. Обожение не может совершиться без личной воли человека и его стремления к преображению своего естества, однако само оно, по сути, является следствием благодатной помощи свыше. Конечным моментом этого процесса должно стать растворение человека в Боге, посвящение себя Его воле и, в свою очередь, доступность Бога человеческой душе. Во всей полноте обожение твари произойдет только после воскресения мертвых, однако в предварительных формах оно может и должно осуществляться в земной жизни как ознаменование и предуготовление грядущей жизни вечной. Концепция обожения зародилась в IV в. в полемике с еретиками (в частности, арианами] в трудах святителя Афанасия Великого и святых Каппадокийских отцов: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Активно развивал эту концепцию в своих трудах преп. Максим Исповедник (VII в.), а затем она легла в основу мистической практики исихазма и получила развитие в учении святителя Григория Паламы о Фаворском свете (XIV в.).
Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.140.