Православное богословие
ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛОВИЕ (от греч. ὀρθός — прямой, правильный, истинный, верный и δόξα — мнение, представление, предположение, и от греч. θεός — бог и λόγος — слово, учение) - система создания, кодификации, передачи, объяснения, истолкования, обоснования и оправдания на концептуальном уровне (апологетической защиты) православного (см. Православие) вероучения и определяемой им ритуальной практики, а также комплекс церковных дисциплин, изучающих и излагающих различные аспекты и компоненты указанной системы. В П.б. по ряду критериев принято различать: а) святоотеческое богословие, сформировавшееся в эпоху семи Вселенских соборов (IV— VIII вв.), систематизированное, в частности, Иоанном Дамаскиным (ум. между 753 и 780 гг.) в труде «Точное изложение православной веры»; б) апофатическое богословие и катафатические богословие; в) «вертикальное», акцентирующее внимание на божественном провидении и определяющей роли Бога в мире с четко выраженной иерархией отношений: Бог — человек (в силу этого носящее догматический характер); и «горизонтальное», рассматривающее связь человека и Бога опосредованно, через социальные и религиозные отношения с другими людьми (имеющее поэтому более практический характер); г) догматическое богословие; д) сравнительное (обличительное, полемическое), изучающее «истины православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими и церковно-практическими отклонениями, которые содержат инославные... конфессии» (Огицкий Д.П., Козлов Максим. Священное Православие и западное христианство. М., 1995. С. 9); е) нравственное или практическое, предметом которого является церковное учение о нравственном сознании и нравственном поведении человека. П.б. включает два аспекта: «теоретическое рассмотрение... общечеловеческих основ нравственности и изучение вопросов конкретного воплощения... этики в христианской жизни» (Платон Игумнов, архим. Православное нравственное богословие. М., 1994. С. 5—6); ж) пастырское (пасторология), предметом которого «служит изъяснение жизни и деятельности пастыря, как служителя совершаемого благодатию Божиею духовного возрождения людей и руководителя их к духовному совершенству» (Антоний Храповицкий, митр. Пастырское богословие. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. С. 3) Пасторология, по преимуществу, решае проблемы трех типов. Первый связан с личностью пастыря, его человеческими качествами, призванием, подготовкой. BTOpoi тип проблем связан с самим «искусством па стырствования», т.е. духовного, а не только морального, руководства паствой. И третий — с задачами, возникающими в ход пастырского служения, к примеру, психологическими или психоаналитическими. Архимандрит Киприан (Керн) в своем труд «Православное пастырское служение» (СПб, 1996) подчеркивает, что не все области деятельности священника входят в компетенции пасторологии, поскольку богослужебная деятельность является предметом отдельно: дисциплины — литургики, вероучительная - катихетики и дидактики, проповедническая гомилетики и т.п. Таким образом, пастороло гия занимается прежде всего вне-богослу жебной деятельностью пастыря (С. 4-9; з) основное (апологетика), рассматривающе главным образом вопросы общерелигиозно го характера, такие, например, как понятие: происхождение религии, религия и наук космо- и антропогенез. «Важнейшее место основном богословии занимает критичесш богословски ориентированное рассмотрени духовной правомерности религиозных представлений; здесь оно смыкается с философией религии. <...> В основное богословие входит также изучение самого религиозного переживания... [Православное богословие] соприкасается с психологией религии, с е историей и со сравнительным религиоведением» (Михаил Мудьюгин, архиеп. Введение в основное богословие. М., 1995. С. 11; см. также библиографию в книге: Осипов А.И. Путь разума в поисках истин: (Основное богословие). М., 1997. С. 317-324); и) социальное, являющееся системо богословских взглядов на социально-политические проблемы современности (поскольку одними из важнейших функций религии, христианства в том числе, являютс регулятивная и легитимирующая). В соци альном богословии была выработана, напри мер, концепция социальной диаконии и эк клесионизма (т.е. мирского и внутрицерковного служения верующих); к) В России П.б. стало развиваться с появлением церковны учебных заведений — так возникло академическое П.б., включающее в себя опыт разрпботки и преподавания различных церковных дисциплин сотрудниками российских духовных семинарий и академий. К богословским дисциплинам относятся также: л) литургика (которая ранее считалась частью практического богословия) и ее подразделения: культология (религиозная философия и психология культа вообще и культов отдельных религий), мистериология (изучение мистерий вообще и церковных таинств в частности), ритуалистика (изучение «чинодейственной стороны христианского культа»), эортология (богословская наука о праздниках), типикология (исследование церковных богослужебных уставов), гимнология (наука о церковных песнопениях), сравнительная литургика и другие, например, пастырская литургика (см. подробнее: Николай Кожухаров, еп. Введение в литургику. М., 1997); м) патрология и патристика; н) библиология и библеистика; о) гомилетика (наука о церковной проповеди); п) церковное (каноническое) право; р) церковная история и археология идр. (см., например, библиографию: Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. Переизд. 1992).
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 439-441.