Православие (Кузнецов)
ПРАВОСЛАВИЕ — принятый перевод греческого слова «ортодоксия» (ὀρθοδοξία от ὀρθός — прямой, правильный и δόξα - мнение). П. — одна из трех основных христианских конфессий наряду с католицизмом и протестантизмом. П. распространено преимущественно в странах Ближнего Востока, Восточной Европы, в России и на Балканах; по числу последователей уступает католицизму и протестантизму. П. возникло после разделения Римской империи на Западную и Восточную в 395 г., а Византия, государственной религией которой стало П., просуществовала вплоть до 1453 г., осуществляя религиозную экспансию на Восток. В отличие от западного христианства, где изначально складывался способ единовластного церковного правления, нашедший свое логическое завершение в идеологии папизма (и папоцезаризма), на христианском Востоке преобладал цезарепапизм (позднее оформившийся в доктрину симфонии властей), а духовная власть в равной степени принадлежала четырем патриархам: константинопольскому, александрийскому, антиохийскому и иерусалимскому. Ослабление светской централизованной власти в Византии привело к появлению четырех первых автокефалий (от греч. αὐτός - сам и κεφαλή — глава). Большая же часть автокефальных (самостоятельных) православных церквей образовалась лишь в XIX—XX вв. Сегодня в мире насчитывается 15 поместных автокефальных православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская (Автономная Македонская церковь имеет неподтвержденную Сербской православной церковью автокефалию), Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Православная церковь в Польше, Православная церковь в Чехии и Словакии, Православная церковь в Америке; и 4 автономных (от греч. αὐτός — сам и νόμος — закон, т.е. имеющих право на само-управление): Синайская, Финляндская, Украинская, Японская (Критская Православная церковь иногда считается пятой автономией). Все вместе они составлят Вселенское П.
Термин «ортодоксия» известен со II в. У Климента Александрийского (II—III вв.) им обозначается истинная вера и единомыслие всей Церкви в противовес инакомыслию (… от греч. … — другой и … — мнение) и разногласию еретиков. Название «православная» укрепилось за Восточной церковью после схизмы 1054 г., когда Западная церковь усвоила себе название «католическая». До этого времени название «православная» встречается всего в двух документах: в рескрипте Епифания Кипрского конца IV в. и в житии преп. Саввы Освященного, датируемом серединой VI в. Но уже в 842 г., по случаю окончания в пользу иконопочитателей длительного спора с иконоборцами, в Константинополе был составлен так называемый «чин П.», совершаемый в «неделю П.» (т.е. в первое воскресенье Великого поста). Центральным моментом этого богослужения является анафематствование (т.е. публичное заявление о непричастности к П., а не проклятие) всех, не признающих догматику, отраженную в Символе веры. Основу вероисповедания в П. составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание (правила «святых апостолов», постановления семи Вселенских и некоторых поместных соборов, писания «мужей апостольских», творения отцов церкви II—VIII вв.). Священное Предание, формально ограниченное временными рамками эпохи патристики, в действительности дополнялось в более позднюю эпоху новыми фундаментальными богословскими, мистическими и аскетическими творениями Симеона Нового Богослова (ум. в 1032 г.), Григория Паламы (ум. в 1359 г.), мистиков XIV в. (Николая Кавасилы, Григория Синаита) и многих других. Важнейшими положениями пра-вославной веры являются догматы: тринитарные (например, догмат единосущия, догмат личного бытия ипостасей Святой Троицы); христологические (касающиеся личности Иисуса Христа); мариологические (определяющие статус Божией Матери); хамартиологические (содержащие учение о грехе); сотериологические и эсхатологические (содержащие учение о спасении, Страшном суде и конце света); экклесиологические (раскрывающие учение о церкви) и пр. Часть этих догматов кратко сформулирована в тексте Никео-Константинопольского Символа веры (IV в.). В его 12 тезисах провозглашаются: монотеизм и креационизм (вера в единого Бога, сотворившего мир), исповедание Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого в качестве трех ипостасей (личностей) единосущной Троицы; признание того, что Иисус Христос — Бог-Сын, что Он предвечно рожден от Отца, несотворен, единосущен Отцу, ради спасения людей сошел на землю, воплотился «отДуха Свята и Марии Девы» и вочеловечился, был распят (приняв на Себя грехи мира) и погребен, но воскрес и вознесся на Небеса, и придет вновь вершить суд над живыми и умершими; исповедание Духа Святого животворящим (т.е. олицетворяющим творческую и промыслительную силу Божию) и исходящим от Бога-Огца; Церковь признается единой, святой, соборной (кафолической) и апостольской, а крещение — таинством, совершаемым единожды «во оставление грехов»; высказывается также надежда на воскресение всех умерших и будущую вечную жизнь. От католической православная догматика отличается отсутствием папистских догматов (о главенстве папы римского и об учительной непогрешимости папы римского) и тринитарного догмата filioque (об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына); признанием только двух мариологических догматов — о приснодевстве Марии и о том, что Мария есть Богородица, и непризнанием остальных мариологических догматов (о непорочном зачатии Девы Марии и о Ее воскресении и телесном вознесении на небеса); иной трактовкой хамартиологического, экклесиологического и прочих догматов, отрицанием существования чистилища и сокровищницы сверхдолжных дел. В отличие от дохалкидонитов (т.е. монофизитских церквей, отколовшихся от еще неразделенного христианства около или после 451 г.: Армянской, Коптской, Яковитской и Эфиопской), православные принима-ют так называемую «богатую» христологию и признают Иисуса Христа единой личностью, но обладающей двумя — божественной и человеческой — природами, волями и дей-ствиями («неслиянно», т.е. не образуя одну новую смешанную природу богочеловека, отличную и от божественной, и от человеческой; «нераздельно», т.е. не образуя двух разных лиц; «неизменно», т.е. и божественные, и человеческие природа, воля и действие не претерпевают в единой личности никаких трансформаций; «неразлучно», т.е. божество и человечество в Иисусе Христе навечно неразлучно соединены с момента Его непорочного зачатия). Тем самым в П. отвергается монофизитство (учение об одной природе богочеловека), монофелитство (учение об одной воле), моноэнергетизм (учение об одном действии) и адопционизм (признание в Иисусе человека, усыновленного Творцом). Тринитарная догматика, принятая П., была выработана в первые века христианства в ходе богословских споров, в частности, с антитринитариями. Каждая из трех ипостасей Св. Троицы, по православ-ному учению, обладает всей полнотой боже-ственных свойств, вытекающей из их единой божественной сущности: всеведением, вез-десущностью, всемогуществом, возрождением, творением, святостью, способностью очищения от греха людей, промыслитель ным действием з мире, совершением чудес, предсказанием будущего и т.д. Однако у каждой из ипостасей Св. Троицы имеются и особые отличительные свойства: Бог-Отец не имеет для Себя причины; Бог-Сын рожден от Отца «прежде всех век», всегда существовал наравне с Богом-Отцом; Бог-Дух Святой предвечно исходит от Отца, пребывает в Сыне, ниспосылается в мир как Утешитель от Отца Сыном. Осмысляя иерархические отношения внутри Св. Троицы, П. отвергло субординационизм (по которому Христос подчинен Отцу), пневматомахизм (Дух подчинен Двоице: Отцу и Сыну), модализм (Отец, Сын и Дух — суть различные имена одной личности) и патрипассионизм (утверждавший, что на кресте страдал Отец). В учении о душе (анималогии) П. стоит на позиции креационизма, признавая, что каждая душа индивидуально творится Богом, и не допускает идеи «отпочкования» души ребенка от родительских душ (так называемый традуцизм, от лат. traduco — «перемещать», — концепция, к которой были склонны Тертуллиан и М. Лютер). Православную аскетику отличает от католической суровость и трезвенность, критическое отношение к практике визионерства и экстатических со-стояний, отсутствие мистического эротизма, свойственного, например, духовному опыту Катарины Сиенской (XIVв.), Терезы Авильской (XVI в.), откровениям блаженной Анджелы (XIII- XIV вв.) и медитативной мечтательности, обнаруживаемой у Франциска Ассизского (XIII в.), Игнатия Лойолы (XVI в.). Важную роль в П. играет концепция синергии — сотрудничества человека и Бога в «домостроительстве спасения», а также традиция исихазма — аскетического священнобезмолвия, наиболее полно отразившаяся в творчестве Григория Паламы. В отличие от протестантизма П., как и католицизм, признает семь таинств (крещение, миропомаза-ние, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение) и не отказывает им в благодатной действенности, видя в них не аллегорию, а реальное общение со Христом. В П. сохраняется институт монашества, среди христианских культов особенное развитие получили культы святых, реликвий и икон. Основными обрядовыми различиями П. и католицизма являются — у православных - более длительное богослужение, употребление древней (расширенной) редакции текстов литургий святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, крещение погружением, отсутствие практики конфирмации, совершение евхаристии на квасном хлебе, причастие под двумя видами для клириков и мирян, строгость постов и соблюдение четырех многодневных постов в году, в некоторых православных церквах годовой цикл богослужений продолжает определяться по юлианскому календарю.
Русское П. представлено в первую очередь Русской Православной церковью. П. на Руси было известно задолго до официальной даты крещения Руси (988 г.). Но и значительно позднее в русской традиции сохранялось двоеверие — синкретическое смешение христианских и древнеславянских культов и ритуалов, частично преодоленное П. лишь в XVI-XVIII вв. Вскоре после своего образования Православная церковь на Руси получила статус митрополии Константинопольского патриархата. В 1325 г. митрополичья кафедра была перенесена в Москву (из Владимира-на-Клязьме, где она находилась с 1299 г.), а в 1448 г. была провозглашена автокефалия. В 1589 г. было учреждено патриаршество. Церковные реформы патриарха Никона в середине XVII в. привели к жесткому конфликту с оппозицией, давшей начало старообрядчеству. В 1721 г. Петр I упразднил патриаршество, создав взамен Духовную коллегию, преобразованную в Святейший правительствующий синод. Лишь в 1917 г. патриаршество в России было восстановлено. Сложные, драматические взаимоотношения Русской Православной церкви с Советским правительством инициировали появление в 20-е гг. целого ряда раскольнических православных религиозных движений внутри страны и за ее пределами: например, обновленчество, Истинно Православная церковь, более известная как Катакомбная, Русская Православная церковь за рубежом и пр. Последняя возникла в результате конфликта эмигрантского духовенства с Русской Православной церковью в 1927 г., пе-реросшего в так называемый «карловацкий раскол» после обнародования митрополитом Сергием (Страгородским), возглавившим Временный священный синод, «Декларации» о лояльности в отношении Советского правительства». Сепаратистские тенденции внутри российского П. вновь обострились в конце 1980-х — начале 1990-х гг. во время повышения массового интереса к религии. В этот период как независимые конфессио-нальные образования возникли Российская Православная Свободная Церковь, Кафоли-ческая Православная церковь, Геннадиев- ская ветвь Истинно Православной церкви, Украинская Православная церковь Киев-ского Патриархата и др. Ни одно из перечис-ленных конфессиональных образований не признано Вселенским П. в качестве автоке-фальной или автономной церкви. В 1971 г. поместный Собор Русской Православной церкви снял «клятвы» со старообрядцев, признав их православными. С этого момента начался новый период взаимоотношения — конструктивного диалога и сотрудничества — Московского Патриархата и старообрядцев-поповцев. Среди поповцев наиболее крупными образованиями являются Русская Православная Старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия), Церковь древлеправославных христиан-старообрядцев и Единоверческая церковь. Радикально настроенными остаются беспоповцы (поморцы, федосеевцы, филипповцы, спасовцы). Духовное христианство (христововеры-«хлысты», духоборцы, духовные христиане- молокане) представляет собой старое русское сектантство (XVII—XVIII вв.) и П. не является.
Русская православная мысль в философии и богословии конца XIX — середины XX в. представлена именами Г.П. Флоровского, Вл.Н. Лосского, АД. Шмемана, И. Мейендорфа, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, С.Н. Трубецкого, Е.Н. Трубецкого, Л.П. Карсавина, В.В. Зеньковского, С.Л. Франка, А.В. Карташева, Г.П. Федотова, С.И. Фуделя и многих других. В области православной аскетики непреходящее значение имеют труды св. Филарета (Дроздова), митрополита Московского, св. Игнатия Брянчанинова, св. Феофана Затворника Вышинского, оптинских старцев Макария и Амвросия, прав. Иоанна Кронштадтского, епископа Варнавы (Беляева), схиархимандрита Иоанна (Маслова). Для русского П. характерна активная канонизационная деятельность. Наиболее известными и почитаемыми русскими святыми являются князья Борис и Глеб, преп. Антоний и Феодосий Киево-Печерские, преп. Сергий Радонежский, Святые Петр и Алексий, митрополиты Московские, преп. Нил Сорский, преп. Иосиф Волоцкий, преп. Серафим Саровский, блаж. Ксения Петербургская, преп. Амвросий Оптинский. С середины 90-х гг. в Русской Православной церкви ведется работа по канонизации жертв репрессий 20 — 30-х гг. — новомучеников и исповедников российских. Не менее актуальными для российского П. на современном этапе являются культуроохранительные и миротворческие идеи, проблемы социальной диаконии, экклесионизма и катехизации, а также экуменизм.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 436-439.