Возрождения философия

ВОЗРОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИЯ - совокупность философских направлений и учений XIV—XVI вв. первоначально в Италии, а затем и в других странах Европы (главным образом Западной). Эти учения возникли в условиях начавшейся интенсивно развиваться городской экономики и культуры, морального упадка авторитетов католической церкви, ослабления в ней вероисповедной дисциплины. Как известно, официальной философией католицизма была схоластика, представленная преимущественно учением Фомы Аквинского. Теоцентризму этой философии, заключавшему в себе весьма значительные элементы мистики и аскетизма, были противопоставлены идеи антропоцентризма, возвеличивавшие человека, но не отрицавшие и понятие Бога. В целом В.ф. — философия гуманизма (итальянский термин humanista впервые зафиксирован в документах конца XV в.).

Родоначальником гуманистического движения считается поэт и философ XIV в. Петрарка, проявивший в частности огромную активность в поисках неизвестных его современникам произведений античной литературы и философии. Расцвет гуманистического движения и его философии происходит в Италии в XV в. Распад феодально-корпоративного строя в условиях городской экономики, рост роли умственного труда, усиление индивидуального начала в них привели к появлению значительного числа лиц свободных профессий, далеко не всегда связанных с церковью. Возникает светская интеллигенция, выделявшаяся из различных сословий и классов. Наиболее выдающиеся из них становились мыслителями-гуманистами, обычно не связанными с университетами.

Итальянские гуманисты конца XIV — первой половины XV в. — Салютати, Бруни, Браччолини и др., заостряя критику схоластики и углубляя интерес к культуре и философии античности, стали осознавать принципиальное отличие их эпохи от веков средневековья, выдвинув сам этот термин «средние века» (medium aevum). Отход от средневекового теоцентризма на позиции активистского антропоцентризма, возвеличивавшего человека и более широко по сравнению с христианским теизмом трактовавшего тотальное понятие Бога, усиливалось в течение всего XV в. В частности, оно было связано с произведением Манетти «О достоинстве и превосходстве человека», резко выступавшего против средневекового церковного аскетизма. Близок к этим идем был воинствующий антиклерикал Лоренцо Валла, который активно возрождал индивидуализм и гедонизм этического учения Эпикура.

Еще более активным и влиятельным антисхоластическим направлением XV в. стал платонизм. Его влияние способствовало по-явлению во Флоренции в 1459 г. платоновской Академии — кружка гуманистов, филологов и философов, крупнейшими из которых стали Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Огромное влияние платонизма в XV в. (во многом и в XVI в.) объясняется принципиальной неприязнью гуманистов к схоластициро ванному аристотелизму учения Аквината. Важнейшая и весьма перспективная идея флорентийских платоников — это идея универсальной религии, подчеркивавшая сходство всех религий и намечавшая идею веротерпимости.

Старшим современником Марсилио и Пико был Николай Кузанский, в произведениях которого преломились многие идеи античной и средневековой философии — апофатической теологии платонизма, неоплатонизма, пифагореизма, номинализма, скептицизма, некоторые математические догадки. В своей совокупности все эти идеи получили у него четкую гуманистическую ориентацию.

К концу XV — началу XVI в. гуманистическое движение становится общеевропейским движением. Однако фокус В.ф. по-прежнему находился в Италии. Здесь наряду с платонизмом развивался и гуманистический аристотелизм, возрождавший его исторические черты, преданные забвению или трансформированные в духе христианско-католического теизма в томизме. Идеи гуманистического аристотелизма в сочетании с многовековой тогда идеей двойственности истины и проблемой бессмертия души развивал в начале XVI в. Помпонацци. Весьма значительные и перспективные идеи были сформулированы в социальной философии Возрождения. Крупнейшим ее теоретиком в Италии стал Макиавелли, сформулировавший свою концепцию человеческой природы в ее зависимости от индивидуалистических интересов и от социальной фортуны, поставивший глубокую проблему соотношения политики, морали и религии в их зависимости от государственного строительства.

Огромное место в В.ф. занимали и вопросы религии. В условиях застойности, моральной деградации и падения авторитета римско-католической церкви, растерявшей идеалы первоначального христианства и во многом предавшей забвению заповеди Священного Писания, многие гуманисты призывали вернуться именно к ним. В Лондоне в конце XV — начале XVI в. сложился кружок христианских гуманистов, ставивший именно такие цели (и находившийся также под влиянием флорентийских платоников). Активнейшим членом этого кружка был Эразм Роттердамский, классик латинского языка, переведший на него первопечатное издание Нового Завета. Развивая идеи «философии Христа», подчеркивая ее сугубо моральную суть, а также возвращаясь к некоторым идеям дохристианской греческой философии, Эразм с огромной сатирической силой высмеивал формалистическую бессо-держательность современной ему схоластики. В этом контексте автор «Похвалы глупости» возобновлял и идеи умеренного скептицизма, нацеленные против схоластического и теологического догматизма.

Другим выдающимся членом оксфордского кружка христианских гуманистов был Томас Мор, близкий друг Эразма. В своей знаменитой «Утопии» Мор развил антиинди-видуалистическую концепцию общественной жизни, что привело Мора к идее отвержения частной собственности и к идее общества всеобщего обязательного и непродолжительного физического труда с демократическими порядками. Высокий уровень моральности, фактически поглотивший юридическую законность, неразрывно связан с религиозностью в духе всеобщей религии флорентийских платоников, установленной, однако, еще до рождения Христа.

Кризисная ситуация в католической церкви и воздействие идей Эразма и других гуманистов стимулировали с начала XVI в. рефор- мационное движение в различных формах в Германии, Швейцарии и других странах. Особенно значительной стала реформа, осуществленная Лютером, в дальнейшем получившая название протестантизма, а также реформа Кальвина. Ориентация на мистические и антисхоластические идеи сочеталась в учениях названных теологов с подчеркиванием идей Августина, заостренных против гуманистических идей о фортуне, приписывавших человеческой деятельности значительную степень самостоятельности и свободы.

Более радикальное реформаторство, отвергая католические институции и максимально минимизируя догматику, вылилось в различные проявления неконфессионального христианства, учившего о самодостаточности Священного Писания. Среди таких направлений особенно влиятельным стало анти- тринитарное движение, отвергавшее догмат триединства христианского Бога, осмысление единства которого сочеталось у сторонников этого направления со значительным усилением националистических элементов. В Польше, а затем в Нидерландах и других странах антитринитарии-унитарии стали именоваться социанианами, в кругах которых появился (1564) термин «деист». Его философское осмысление как «естественной религии», которая в качестве наиболее древней была противопоставлена всем конкретным историческим религиям, было осуществлено французским социальным мыслителем Боденом и стало одним из главных направлений религиозного вольнодумства.

Успехи реформационных движений, отклонение от римско-католической церкви нескольких стран и народов привели к ее строгой мобилизации, принявшей форму Контрреформации с ее новыми институциями и вероисповедными новациями. Важнейшим философским результатом этой перестройки католицизма стало появление второй схоластики — видоизмененного томизма, вводившего некоторые новые гносеологические и онтологические идеи и осуществленного главным образом Суаресом.

Критическая антисхоластическая и анти-догматическая направленность гуманистической мысли усилилась к концу XVI в. и нашла свое весьма яркое выражение в «Опытах» Монтеня. Усиление — даже по сравнению с Эразмом — идей скептицизма сочеталось в этом произведении со значительными элементами натуралистического истолкования физического и морального человека, которые весьма отличают антропологию Монтеня от антропоцентристских идей итальянских гуманистов XV в.

Другая сторона В.ф. была связана с интенсивным развитием в эту эпоху производственной практики и художнической культуры. Среди ряда их творцов и мыслителей выделяется грандиозная фигура Леонардо да Винчи. Пионер современного естествознания и разностороннейший инженер, он, осмысливая это направление своей деятельности, нашел его обобщение в глубоких методологических идеях (к сожалению, ставших известными значительно позже). Эстетические же идеи великого художника были сформулированы в его «Трактате о живописи». 

Наука эпохи Возрождения оказала огромное воздействие и на ее философию. Здесь прежде всего следует напомнить об астрономии, мировоззренческое значение которой было очень велико уже в древности и оно весьма возросло в условиях теоцентрического и креационистского мировоззрения средне-вековья. В рассматриваемую же эпоху гелиоцентрическая концепция Коперника стала первостепенным фактом, противоречившим тому мировоззрению, которое в течение многих веков основывалось на геоцентрическом понимании нашего космоса.

Важнейшей составной частью В.ф. стала ее натурфилософия, почти не свойственная гуманистам XIV—XV вв., но все более углублявшаяся в XVI в. по мере усиления гуманистической идеи о том, что теоцентрическое царство Бога должно быть дополнено и переосмыслено как царство человека. Натурфилософия В.ф. возобновляла многие идеи античной натурфилософии, но умозрительность первой из них все же была меньшей в результате накопления ряда эмпирически найденных фактов из сферы природы и человека и тем более положений, появившихся в естественнонаучной мысли данной эпохи. Самые значительные из натурфилософов — Парацельс, Телезио, Кардано, Патрици, Бруно, Кампанелла.

При всех различиях их понимания природы, важнейшим составным элементом которой выступал человек, натурфилософии Возрождения присущи органицизм, натуралистический пантеизм, принцип единства — в некоторых построениях и тождества — микро- и макрокосмоса, гилозоизм. Отдельные положения научно-эмпирического характера сочетались с элементами алхимии, магии, с астрологическими суевериями, получившими весьма широкое распространение в ту эпоху. Однако большую эвристическую роль сыграло возникшее в контексте той же натурфилософии понятие естественной магии, предвещавшее скорые успехи естествознания. Органистическая трактовка бытия сочеталась здесь также с механистическим его истолкованием (идея «машины мира» уже у Николая Кузанского). Наиболее глубокий и типичный натурфилософ Возрождения Дж. Бруно свое органистическо-целостное истолкование природы, в основе своей платонистическое, сочетал с механистическим подходом к ней, ориентированным на античный атомизм. В этом контексте финитистская космология Коперника была трансформирована в инфинитистское учение о множественности и населенности миров, и в противоположность дуализму неба и земли аристотелевско-схоластической космологии было введено положение о материальном единстве универсума, состоящего из традиционных стихий - эфира, воздуха, огня, воды и земли.

Параллельно натурфилософии Возрождения, и кое в чем переплетаясь с ней, появились и большие достижения естественнонаучной мысли. Таковы законы движения планет вокруг Солнца, открытые Кеплером и радикально поправившие коперниканскую концепцию космоса.

Завершением естествознания Возрождения стала деятельность Галилея, сделавшего эпохальные открытия в астрономии и механике (динамике). Было убедительно зафиксировано понятие чисто физического закона природы, противопоставленного антросоциоморфической закономерности, господствовавшей в античном и средневековом мировоззрениях. Новая методология и онто-логия, вне и без которых были бы невозможны названные открытия, фиксировали уже новый этап развития научно-философского знания XVII в.

Литература:

 Антология мировой философии. Т. 2. М., 1970;

Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV в. — первой половины XV в. Новосибирск, 1975;

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986;

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980;

Соколов В.В. Европейская философия XV—XVII вв. М., 1996;

The Cambridge History of Renessanse philosophy. Ed. Q. Skinner and E. Kessler. Cambridge, 1988.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 83-86.