Лейбористская партия

ЛЕЙБОРИСТСКАЯ ПАРТИЯ. Создана в 1900 г. (с 1906 г. носит название ЛПВ). Член Социалистического интернационала (СИ) с 1951 г. Численность (1988 г.)—266 тыс. индивидуальных членов и 5,2 млн коллективных членов от профсоюзов и различных обществ. На парламентских выборах 1987 г. завоевала 30,9% голосов избирателей и 229 мест в палате общин (1983 г.— 27,5% и 209 мест). Партия находится в оппозиции. Лидер ЛПВ — Н. Киннок (см.), председатель партии — Н. Хью, генеральный секретарь — Л. Уитти. Низовые партийные организации существуют в соответствующих парламентских округах. Всего их в стране более 600. В низовую парторганизацию входят как индивидуальные члены, так и представители коллективных членов партии. Высший орган партии — ежегодная конференция, на которой избирается часть Национального исполкома ЛПВ (25 чел.). Кроме того, в этот орган входят руководящие функционеры ЛПВ, представители ее молодежной организации. Лидер партии избирается на конференции коллегией выборщиков (представители местных парторганизаций, профсоюзов, парламентской фракции). Парламентская фракция состоит из членов партии низовых парторганизаций, избранных в палату общин в соответствующих парламентских округах. В партии существует традиция формиро-вания т. н. «теневого кабинета» — будущего правительства, посты в котором закрепляются еще в оппозиционный период. ЛПВ не имеет ежедневной газеты: еженедельник «Лейбор уикли» («Еженедельник трудящихся»); ежемесячник «Нью соушиалист» («Новый социалист»). С ЛПВ также связан еженедельник «Нью стейтсмен» («Новый государственный деятель»). Позиции ЛПВ отражены в прессе Британского конгресса тред-юнионов.

ЛПВ возникла по инициативе ряда влиятельных профсоюзов Великобритании, а также таких организаций, как Независимая рабочая партия, Фабианское общество, Социал-демократическая федерация для выдвижения в парламент рабочих представителей (первоначальное название — «Комитет рабочего представительства»). Уже в первые годы своего существования численность партии превышала миллион человек, абсолютное большинство которых являлось членами профсоюзов. На выборах в палату общин 1906 г. было избрано 54 лейбориста. В парламенте они, как правило, сотрудничали с либералами. ЛПВ поддержала участие Великобритании в первой мировой войне. В 1916 г. 2 лейбориста (Берне и Гендерсон) вошли в состав правительства. В 1918 г. ЛПВ приняла свои первые официальные документы — Программу и Устав. В программе «Лейбористы и новый социальный порядок» ЛПВ обязалась, исходя из интересов нации, проводить реформы, не выходящие за рамки британской конституции. К таковым прежде всего относилась национализация ряда отраслей промышленности, а в более отдаленной перспективе — и земельных угодий. Средством достижения социального равенства называлось прогрессивное налогообложение. В - Уставе ЛПВ (пункт 4) подчеркивалось, что партия будет стремиться «обеспечить работникам физического и умственного труда полный продукт их труда, его наиболее справедливое распределение», Стремясь при этом к созданию «общественной собственности на средства производства, распределения и обмена...».

В межвоенный период ЛПВ постепенно наращивает свое политическое влияние. Ее численность колеблется в пределах 2— 3 млн членов. На выборах за нее голосует 22—38% избирателей. В 1924 г. и 1929—1931 гг. лидер ЛПВ Р. Макдональд формировал однопартийные кабинеты лейбористов. Во время нахождения у власти ЛПВ не смогла выполнить взятых на себя обязательств в социально-экономической сфере, чем вызвала серьезное разочарование у рядовых избирателей из рабочей среды. Руководство партии не поддержало в 20-е гг. острые формы классовой борьбы: в 1926 г. лидеры ЛПВ фактически пошли на свертывание общенациональной забастовки. В межвоенный период в партии усиливается дифференциация. Правые деятели во главе с Ф. Сноуденом добиваются включения в программу «Лейбористы и нация» (1928 г.) требования о сотрудничестве труда и капитала. В 1931 г. правые лейбористы, выступавшие за проведение тогдашним правительством ЛПВ более жесткой политики в отношении трудящихся, вышли из партии, образовав собственную Национал-лейбористскую партию. В 1932 г. из ЛПВ вышла Независимая рабочая партия. В годы второй мировой войны лейбористы, находившиеся в оппозиции, поддержали курс правительства У. Черчилля на антифашистское сотрудничество с СССР.

На выборах 1945 г. лейбористы одержали внушительную победу, получив 47,8% голосов избирателей и абсолютное большинство мест в палате общин. Было образовано однопартийное правительство ЛПВ во главе с К. Эттли. Осенью того же года партия на очередной конференции приняла программу «Лицом к будущему». В ней впервые за всю историю лейбористского движения было отмечено, что конечная цель ЛПВ — «создание в Британии социалистического общества». Лидеры партии обещали национализировать важнейшие отрасли экономики, осуществить серию социальных мероприятий, существенно повысить жизненный уровень рабочего класса. В первой половине пребывания своего кабинета у власти ЛПВ выполнила ряд обещанных реформ. Так, в собственность государства перешли предприятия угольной, газовой, электроэнергетической промышленности, черная металлургия, железные дороги, авиалинии, часть автотранспорта, а также Банк Великобритании. В целом в ведение государства перешла примерно '/б всех производственных мощностей страны. Серия реформ была проведена в социальной сфере. Так, согласно закону о социальном страховании (1946 г.) был создан На-циональный фонд страхования, треть которого составляли взносы трудящихся, а 2/з — средства, выделенные государством и предпринимателями. Трудящиеся смогли получать пособия из этого фонда вследствие безработицы, старости, рождения ребенка или в случае увечий, потери кормильца и т. д. Значительным шагом правительства лейбористов стала созданная в 1948 г. Национальная система здравоохранения. Все больницы перешли, согласно соответствующему закону, в собственность государства. Граждане Великобритании, уплачивая небольшие взносы в больничную кассу, смогли в дальнейшем бесплатно пользоваться медицинской помощью. Были также расширены специальные виды медицинского обслуживания, отменена плата за лекарства. Инициатором проведения социальных реформ был входящий в кабинет министров левый лейборист Э. Бивен. В 1951 г., в самом конце своего пребывания у власти, лейбористы провели через парламент чрезвычайно важный для рабочего движения закон, отменявший введенный во время войны запрет на проведение забастовок. Согласно новому закону, стачки были разрешены, но одновременно был учрежден третейский суд по регулированию конфликтов в промышленности, который в принудительном порядке имел право не допускать обострения классовых конфликтов.

Хотя проведение вышеназванных реформ встретило одобрение в среде рабочего класса Великобритании, тем не менее трудящиеся не были полностью удовлетворены экономическими результатами деятельности ЛПВ; их жизненный уровень повышался медленными темпами. Что касается внешней политики кабинета Эттли, то в этом вопросе Великобритания целиком ориентировалась на США, не проводя обещанный в программе 1945 г. независимый международный курс. Именно при лейбористах страна вступила в НАТО, начала колониальную войну в Малайе, продолжала колониальное ограбление африканских колоний. В кон. 40-х гг. резко ухудшились англо-советские отношения, о важности которых много говорилось в предвыборных документах ЛПВ.

В 1951—63 гг. лейбористы находились в оппозиции, уступив консерваторам большинство мест в палате общин, хотя и сохранили относительно устойчивые электоральные позиции (1951 г.—48,8%; 1955 г.—46,4%; 1959 г.—43,8%). В этот период в партии наблюдается значительная активность представителей правого крыла (т. н. «новых ревизионистов»). Последние стремились исключить из документов ЛПВ такие термины, как «социализм» и «обобществление», считая их балластом в идейно-политическом багаже партии. По утверждению правых, современное им общество уже не было чисто капиталистическим, а находилось на некой промежуточной стадии. Правые стремились обосновать необходимость более позитивного подхода к частной собственности, к интересам «среднего класса», который численно растет и постепенно вытесняет пролетариат из социальной структуры Великобритании. Выдвинув тезис о «разделении власти», правые теоретики стали рассматривать государство как нейтральную силу, действующую в интересах всего общества. Правые рекомендовали ЛПВ избрать технократический путь — взять на вооружение не традиционные идеологические лозунги рабочего движения, а программу ускоренного решения проблем, порожденных НТР.

Уступив правому крылу инициативу в вопросах теории, левые лейбористы активно занимались в 50-е — нач. 60-х гг. вопросами внешней политики. Они стали критиковать действия США и НАТО, выступать за приостановку испытаний ядерного оружия, за неразмещение его на британской территории. Их антивоенные позиции нашли отклик у многих лейбористов. В результате ЛПВ в марте 1958 г. приняла документ «Разоружение и ядерная война», в котором впервые высказалась за прекращение Великобританией в одностороннем порядке собственных ядерных испытаний. В нем ЛПВ также выступила за заключение Пакта о ненападении между НАТО и ОВД. Параллельно видные деятели партии начинают активно участвовать в антивоенном движении, вовлекая в него многих членов профсоюзов.

В 1964—70 гг. ЛПВ вновь образует однопартийное правительство (премьер-министр Г. Вильсон), получив абсолютное большинство мест в палате общин (результаты на выборах: 1964 г.— 44,1%; 1966 — 47,9%). Новации партии в социальной сфере выглядели более скромными, чем во 2-й пол. 40-х гг. Была несколько модернизирована система социального обеспечения (повышены пенсии по старости, увеличился размер пособий в связи с потерей трудоспособности, по безработице, пособия многодетным семьям). В сфере здравоохранения увеличилось количество больниц и численность медперсонала; в 1968 г. был принят закон, предусматривающий повышение эффективности медицинского обслуживания престарелых и инвалидов. Была установлена граница роста квартплаты, в крупных городах расширено коммунальное строительство; несколько улучшены условия труда учителей начальных и средних школ. Правительство Вильсона продолжало национализацию предприятий ряда отраслей промышленности, прежде всего сталелитейной, а также некоторых видов транспорта. Произошло повышение налогов на доходы корпораций и на наследство. В 1969 г. был понижен избирательный ценз — с 21 года до 18 лет.

Наряду с этими мероприятиями, имевшими определенную социальную направленность, правительство ЛПВ стремилось решить ряд важных проблем, связанных с оздоровлением английской экономики, с организационной и технической перестройкой промышленности Великобритании (в частности, была создана Корпорация по реорганизации промышленности). В 1966 г. парламент принял Закон о ценах и доходах. Согласно этому закону, было введено замораживание заработной платы, причем профсоюзы, в случае его саботажа, подвергались штрафу, а их члены— тюремному заключению. Когда трудящиеся ответили на этот шаг мощной волной забастовочной борьбы, то правительство попыталось ввести жесткие антипрофсоюзные меры, которые, однако, встретили сопротивление даже в Исполкоме ЛПВ и потому были вскоре отменены. Однако в целом курс лейбористов вызвал острый конфликт профдвижения и ЛПВ, одним из результатов которого стало поражение партии на парламентских выборах 1970 г. (43% голосов избирателей и потеря по сравнению с выборами 1966 г. 76 мест в палате общин).

Существенный сдвиг вправо, проявившийся в экономической политике кабинета Вильсона, вызвал рост оппозиционных настроений в партии. Уже в последние годы правления лейбористов в партии усиливаются попытки левых выдвинуть собственную альтернативу. Наиболее заметным явлением стало обнародование леволейбористской парламентской группировкой «Трибюн» т. н. «Социалистической хартии» (1968 г.). В нач. 70-х гг. левые лейбористы попытались воплотить свои требования в официальных программных документах ЛПВ. Отчасти им это удалось. В «Программе лейбористов для Великобритании» (1973 г.), ставшей основой для двух предвыборных манифестов ЛПВ 1974 г. (выборы проходили в феврале и октябре 1974 г.), были выдвинуты такие положения, которые делали ее одним из наиболее радикальных документов партии после 1945 г. В частности, в преамбуле к «Программе» было прямо высказано обязательство ЛПВ бороться за осуществление социалистических идеалов, за коренные перемены в пользу малообеспеченных граждан британского общества. Предполагалось так реформировать налоговую систему, чтобы усилить в ней долю, взимаемую с зажиточных слоев. Было обещано повысить заработки трудящихся и сократить инфляцию. Лейбористы обещали также заморозить квартплату, увеличить расходы на муниципальное жилищное строительство, укрепить национальную систему здравоохранения. «Программа» видела в качестве важного источника пополнения социальных статей бюджета сокращение расходов на оборону. Важной представлялась и обширная программа дальнейшей национализации (судостроительная и авиационная промышленность, нефтедобывающая промышленность, фармацевтика, часть транспорта). Лейбористы также обещали укрепить уже существующий госсектор, создав для этого специальный орган — Национальное промышленное управление (НПУ). Предполагалось усилить государственный контроль над экономикой. Для урегулирования отношений будущего лейбористского правительства и профсоюзов предлагался т. н. «социальный контракт» (см.). Две победы ЛПВ на парламентских выборах 1974 г. (37,1% и 39,2%) позволили партии вплоть до 1979 г. находиться у власти (премьер-министры—Г. Вильсон (до 1976 г.) и Дж. Каллагэн (см.). Правление лейбористов пришлось на фазы обострения циклического кризиса, тяжело ударившего по британской экономике. Воспользовавшись этим обстоятельством, частный капитал усилил давление на правительство с целью заставить его отказаться от широкой программы социально-экономических преобразований. На правительство ЛПВ было оказано и давление извне: в 1976 г. МВФ выдвинул (в качестве условия предоставления Великобритании крупного займа) требование сокращения последней государственных расходов, часть которых лейбористы планировали использовать для укрепления и расширения национализации. В результате многие предвыборные обещания лейбористов оказались невыполненными. Не оправдал себя и «социальный контракт», расторгнутый еще до окончания легислатуры кабинета ЛПВ. В окончательном варианте утратил свою суть и Закон о промышленности, с помощью которого государство должно было установить известный контроль над деятельностью монополий. Неэффективным средством государственного вмешательства в экономику оказалось НПУ. Мало дал трудящимся и лейбористский вариант «промышленной демократии», который в конечном виде явился лишь вариацией на тему о «добровольной договоренности» между профсоюзами и предпринимателями. Не оправдала себя и реформа налогообложения, которая на практике не нанесла существенного урона зажиточным слоям британского общества. В условиях острого экономического кризиса малоэффективными оказались некоторые мероприятия социального характера, проведенные ЛПВ в первые 2 года своего нахождения у власти: пособия для инвалидов, многодетных семей, повышение пенсий по старости.

В области внешней политики правящая ЛПВ проводила весьма противоречивый курс, в который вписывались как поддержка разрядки между Востоком и Западом, так и увеличение расходов на оборону, поддержание военных приготовлений НАТО. Высказывая свое неприятие расизма (в 1976 г. был принят соответствующий закон), правительство одновременно продолжало поддерживать и развивать экономические связи с ЮАР. Правительство не проявляло последовательности и в отношении проблемы участия Великобритании в ЕЭС. Проведенный в 1975 г. общенациональный референдум показал, что лидеры партии согласны на ту форму интеграции в «Общий рынок», которая устраивает прежде всего крупный капитал. В целом же годы правления ЛПВ показали, что она не смогла удовлетворить коренных интересов трудящихся, не добилась стабилизации национальной экономики. Обострились конфликты как между партией и профсоюзами, так и в самой ЛПВ, где во 2-й пол. 70-х гг. все более активизировались представители правого крыла. В этих обстоятельствах вполне естественным был и неудачный для партии результат на парламентских выборах 1979 г.— 36,9% голосов избирателей, после которых ЛПВ на долгие годы вынуждена была перейти в оппозицию.

В 1979—81 гг. в партии развернулась острая полемика по вопросу об утрате влияния ЛПВ в традиционной рабочей среде, о поисках новых идейно-политических ориентаций и выработке действенной социально-экономической альтернативы консервативному правительству М. Тэтчер. Левое крыло добилось известных успехов по ряду организационных проблем, по увеличению удельного веса своих представителей в руководящих инстанциях. В 1980 г. на пост лидера партии (вместо Дж. Каллагэна) был избран М. Фут (см.), которого поддержали лейбористы умеренного и левого толка. Им удалось провести на партийных конференциях 1980—82 гг. ряд процедурных новшеств, способствовавших демократизации партии (система выборов лидера, обновление парламентской фракции). Было принято важное решение о создании производственных ячеек ЛПВ непосредственно на предприятиях. Левые стремились укрепить связи с профсоюзами и другими коллективными членами партии, привлечь их к работе местных организаций ЛПВ. Особое значение левые лейбористы придавали более тесному сотрудничеству партии с антивоенными, антифашистскими, женскими, молодежными и прочими внепарламентскими движениями.

Иной путь для ЛПВ-предлагали деятели правого крыла. Они делали основной упор на расширение влияния партии в т. н. «новых средних слоях», в некоторой части буржуазии. Соответствующим образом они рекомендовали изменить идейно-политический профиль партии, в котором не было бы места радикальным установкам левого лейборизма. Крайне отрицательно воспринимали они и организационные новшества в ЛПВ. Результатом острого противоборства стал выход из партии в нач. 1981 г. части правого крыла во главе с Д. Оуэном, Ш. Уильяме, Р. Дженкинсом и образование ими собственной партии — Социал-демократической партии Великобритании (СДПВ). И социальный состав СДПВ, и ее идейно-теоретические установки свидетельствовали о ее буржуазно-либеральном, а не реформистском рабочем характере. В политическом плане СДПВ тесно сотрудничала с партией либералов, выставляя с ней общих кандидатов на всевозможных вы-борах. Это сближение привело большинство обеих партий в 1989 г. к слиянию в партию Социал-либеральные демократы.

Образование СДПВ имело для лейбористов отрицательные последствия, причем не только в борьбе за влияние на избирателя, ибо социал-демократы, по общему мнению, отобрали у ЛПВ на парламентских выборах 1983 и 1987 гг. примерно 10% электората. В самой партии усилились позиции умеренного крыла, что привело на первых порах к персональным переменам (замена М. Фута в 1983 г. Н. Кинноком на посту лидера ЛПВ), а в перспективе к иной, чем прежде, постановке ряда социально-экономических проблем. В частности, лейбористы перестали делать упор на государственный сектор, считая его лишь составной частью «смешанной экономики». Профсоюзы призывались к сотрудничеству с предпринимателями и государством для решения «общенациональных задач». Более умеренными стали требования ЛПВ в социальной сфере. В документах ЛПВ сняты некогда популярные призывы к необходимости перераспределения власти и материальных благ в пользу трудящихся. Резко критикуя внутреннюю политику консерваторов, лейбористы делают упор не столько на собственные альтернативные программы, сколько на более благоприятную экономическую конъюнктуру. Такова, в частности, ориентация документа «Принять вызов — добиться перемен» (октябрь 1989 г.).

В области внешней политики ЛПВ выступала (вплоть до 1989 г.) за одностороннее ядерное разоружение Великобритании, делая упор на повышении ее обороноспособности с помощью обычных видов оружия. Лейбористы активно участвовали в антивоенном движении страны на этапе его борьбы с размещением в Великобритании новейших американских ракет. ЛПВ подчеркивает необходимость мирного решения региональных конфликтов, не отказываясь (как это имело место в 70-е гг.) от поддержки национально-освободительных движений; партия предлагает объявить полный торгово-экономический бойкот ЮАР. Ряд критических замечаний высказывается и в отношении участия страны в ЕЭС; особый упор делается не только на неблагоприятные для Великобритании в целом экономические последствия членства в «Общем рынке», но и на урон, который несут в этой ситуации английские трудящиеся (особенно это относится к проблеме безработицы) .

ЛПВ имеет богатый опыт межпартийных контактов с КПСС, которые начались в 40-е гг., но были прерваны в период «холодной войны». С нач. 70-х гг. эти связи возобновились, а в 80-е гг. обмен делегациями на различном уровне происходит регулярно. Видные деятели ЛПВ присутствовали в качестве гостей на XXVII съезде КПСС, принимали участие в торжествах, посвященных 70-летию Великого Октября.

Использованы материалы кн.: Современная социал-демократия. Словарь-справочник. - М.: Политиздат, 1990. - 287 с. ISBN 5-250-00874-7. Под общей редакцией А.А. Галкина. Автор - В.Я. Швейцер.

Понятие: