Волюнтаризм (Кузнецов)
ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля) — философская и мировоззренческая установка, свойственная ряду направлений в философии, психологии и современной идеологии («новые левые»), признающая волю высшим принципом бытия, полагающая ролевое начало объективным законом природы и общества и абсолютизирующая человеческое целеполагание, волеизъявление и действие. В. рассматривает волю как слепую, неразумную, спонтанную, бесцельно действующую и непознаваемую силу. Для философии В. характерны индетерминизм и агностицизм.
Термин «В.» введен в 1883 г. Ф. Тённисом. Концептуально впервые В. оформился в философии А. Шопенгауэра, истолковавшего кантовскую вещь в себе как слепую безосновную волю к жизни, дробящуюся в бесконечном множестве объекгиваций, каждая из которых стремится к абсолютному господству. Однако в философском контексте мотивы самостоятельности воли появляются уже в практической философии Канта, а также у Фихте, отождествлявшего волю с разумом и полагавшего человеческое «я» творцом действительности. У Шопенгауэра и Э. Гартмана В. связан с пессимизмом, ощущением бессмысленности истории, представлением об эгоизме человека и иллюзорности счастья. Дальнейшее развитие В. получил в философии Ф. Ницше, полагавшего движущей силой истории «волю к власти». В. Вундт понимал мир как целесообразное развитие божественной мировой воли, а язык — как одну из форм проявления коллективной воли или «народного духа». В психологии сторонниками В. были В. Вундт, Паульсен, Липпс и Гёффдинг и русский философ Н.О. Лосский, настаивавшие на автономности воли и несводимости ее к другим психическим процессам.
Литература:
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Собр. соч. Т. 1. М., 1992;
Ницше Ф. Собр. соч. В 2-х т. М., 1990; Вундт В. Система философии. СПб., 1902;
Гартман Э. Философия бессознательного. М., 1902;
Лосский Н.О. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. СПб., 1903.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 87.