Теотиуакан

ТЕОТИУАКАН. После извержения Шитле единственным крупным центром бассейна площадью более 20 км2 становится Теотиуакан. В первые столетия нашей эры его население постоянно увеличивается, насчитывая в периоды Тламимилольпа и Шолальпана (200—600 гг. н.э.) не менее 100 000 жителей. В центре города, ориентированная на запад и определяющая таким образом одну из двух основных осей города, высилась, установленная над естественной пещерой огромная пирамида Солнца высотой 60 м и сторонами основания 225 м. С отклонением в 17° Дорога мертвых, названная так ацтеками, протяженностью 4 км рассекает город с севера на юг — от пирамиды Луны (высотой 42 м и стороной основания 150 м) до Цитадели и Большого храмового комплекса на юге, являющихся политическим и экономическим центром города. Остатки более 200 домашних алтарей и захоронений под храмом Пернатого Змея свидетельствуют о значимости этих мест. О величине города свидетельствуют также структурирующие его упорядоченные квадраты различных комплексов: дворцовые и жилые комплексы. Сетью ровных улиц и дренажными каналами город разделен на четыре квартала (барриос), к которым присоединяется расположенный по соседству баррио Оахака, квартал для иностранцев. При строительстве зданий преобладает архитектурный прием, называемый по-испански талуд-таблеро и представляющий собой конструкцию из платформы-структуры (таблеро) и наклоненной внутрь поверхности или панели (талуд).

Расположенный на пути между восточным плато Пуэбла-Чолула и Мексиканским заливом, Теотиуакан оказался в районе, богатом строительными материалами: залежами серого и зеленого обсидиана в Отумбе и Пачуке, он контролировал их разработку и распределение добытого, а также тесонтля, пористого розового туфа, использовавшегося при строительстве зданий. Разнообразные водные источники и сельскохозяйственное освоение соседних земель удовлетворяли потребность города в воде и пище. Влияние Теотиуакана на народы Мезоамерики в классическую эпоху, престиж и уважение, которые он снискал за свою грозную военную мощь, его главенство в области торговли, религии, архитектуры (талуд-таблеро), в производстве керамики (трехногие цилиндрические вазы) и обсидиановых орудий оставались неизменными приблизительно до 650 г. н.э.

Приблизительно в середине VII в. в Теотиуакане происходят неожиданные разрушения. Ряд умышленных пожаров губит религиозный и политический центр города: скульптуры были опрокинуты, здания разрушены. Большая часть жителей разбегается. Пришедшие с северо-запада народы проникают в долину Мехико, принося с собой керамику типа Койотлателько. Переживают подъем небольшие центры, такие как Теотенанго на западе, в долине Толука, Шочикалько и Какаштла на юге или Чолула в районе Пуэбла, перешедшая вскоре под контроль ольмеков-шикаланка, уроженцев юга Мексиканского залива.

И тем не менее долгие десятилетия после падения мощь и архитектурное великолепие Теотиуакана все еще поражали посещавших его путешественников. Его монументальный храмовый комплекс, упорядоченные квадраты городских кварталов стали олицетворением идеального городского центра густонаселенной Мезоамерики и послужили образцом для Теночтитлана. Ацтеки окружили город легендами. Именно они дали ему название «место, где рождаются боги»; они были убеждены, что пирамиды служили могилами былых правителей, ставших богами. Обнаружив огромные скелеты (мамонтов), они пришли к выводу, что город был построен гигантами и что боги создали мир в Сиудаделе (Цитадели). Именно там, по мнению ацтеков, боги собрались, чтобы сотворить Солнце и Луну, а затем принесли себя в жертву ради рождения звезд. Монтесума II часто приезжал в Теотиуакан и здесь совершал священные ритуалы и жертвоприношения.

После падения Теотиуакана в Центральной Мексике наступил период волнений и войн. Под руководством правителей, жаждавших основать новые политические объединения, желавших провозгласить свою военную власть и удовлетворить территориальные притязания вокруг Шочикалько, Теотенанго, Какаштла сооружаются стены и рвы. И теперь основными сюжетами скульптурных композиций и настенной живописи становятся кровавые сцены битв и жертвоприношения. Так, в Шочикалько украшенный глиптическими надписями барельеф храма Пернатого Змея напоминает аналогичные изображения майя и сапотеков, а также некоторые военные фрески Какаштлы, приписываемые мексиканским майя, возможно, ольмекам-шикаланка *6. После некоторого подъема между 750 и 950 гг. н.э. эти города были большей частью заброшены.

Примечания

* Несмотря на то что испанские авторы называли жителей Какаштлы ольмеками, скорее всего, это государство не имеет никакого отношения к культуре ольмеков, исчезнувшей за тысячелетия до его появления.

Дюран-Форэ Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с 13-18.

Понятие: