Чикомекоатль

ДРУГИЕ БОЖЕСТВА ПЛОДОРОДИЯ. За плодородие [у ацтеков] отвечают также божества маиса и других сельскохозяйственных культур. Это в основном такие юные боги, как Шилонен, богиня молодых побегов маиса (шилотль), Чикомекоатль — «Седьмая Змея», также называемая Чикомолоцин — «высокочтимая богиня семи колосьев», богиня колосьев спелого маиса, частично совпадающая с женской ипостасью главного бога, и, наконец, Сентеотль — бог (или богиня) маиса, иногда представляемый сыном Тетеоиннан, богини-матери, или Тласольтеотль, земной и лунной богини. Божества маиса особо почитаемы; считается, что старый маис отправляется в Тамоанчан в сопровождении бога дождя, чтобы вновь появиться на Востоке под видом Шилонен и Кентеотля.

Еще одним из важных сельскохозяйственных растений является магуэй (американская агава), из которой делали октли или пульке, полученный путем сбраживания напиток, игравший важную роль в церемониях и празднествах и дошедший до наших времен. Богиня магуэй Маяуэль, давшая жизнь Кенцон Тоточтин — «400/бесчисленным Кроликам», была также одним из божеств пульке, опьянения и пира, а также одним из звездных божеств; ее можно узнать по носовому украшению в форме полумесяца (якамецтли), короне из перьев цапли (астацонтли) и обсидиановому топору в руке (ицтополли).

Юные боги растительности и маиса ассоциировались с Шочипилли — «Князем цветов», молодым богом растительности, любви, песен и танцев, спутником Шочикецаль, тесно связанной с Макуильшочитль — «Пятым Цветком», молодым богом возрождающейся растительности, любви, музыки, одним из богов наслаждения, также Ауиатетео и Пильсинтекутли — «досточтимым молодым владыкой», богом молодого Солнца. В гимне Шочикецаль говорится, что Пильсинтекутли должен отправиться искать ее «в страну гнили», иными словами, в страну мертвых Миктлан, под землю, где спит в зимний период растительность и куда исчезла богиня.

Шочикецаль, земная богиня, иногда ассоциируемая с Омесиуатль, приходит из Тамоанчана — западного сада, предваряя своим приходом в качестве богини весны возрождение цветов. Она также является богиней любви, покровительницей беременности и родов. Она почитается еще и как покровительница ауианиме (куртизанок), ткачих и вышивальщиц. В рукописях ее можно узнать по головному убору омекуецалли — двойному султану из перье кецаля. Через свои разнообразные обязанности она объединяется с Тетеоиннан и Тласольтеотль, но, в отличие от них, всегда остается молодой и прекрасной.

Дюран-Форе Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с 143-144.

Понятие: