Шиутекутаи

ШИУТЕКУТАИ. «Владыка бирюзы, года», [у ацтеков] бог Огня также ассоциировался с сотворением. Его называли еще Ишкосаукуи, «желтое лицо», и Уэуэтеотль, «старый бог», так как он имел отношение к созданию Солнца и Луны и его культ был очень старым. Наравне с Ометеотлем некоторые тексты называют его ин тонан ин тока, «наша Мать, наш Отец», или ин тетеуинан, ин тетеу ита, «Мать и Отец богов». Он также идентифицируется с Тоналли — животворящая основа, жизненное тепло богов, символ возрождения, он обновляет год. Он одновременно

божество, помещенное в центре 5-го Солнца, и господин середины, центра, покровитель домашнего очага, также стоящего в центре дома. По этому титулу он сделался объектом ритуалов, заключавшихся в приношении пищи и напитков. Поиск дров, поддержание священного Огня — такова была одна из основных обязанностей жрецов. Огонь символизировал постоянство жизни. Во время церемоний Соединения лет каждые 52 года зажигался новый огонь: горящая палка опускалась в грудь пленного, которому потом вырывали сердце. Жрецы были уверены, что созвездие Плеяд (Тианкистли) находится точно у них над головой. Этот ритуал гарантировал восход Солнца и начало следующего года.

Во время посвященного Шиутекутли праздника в конце 18-го месяца Искалли, его изображение (ишиптла) одевали в костюм и украшения правящего суверена, подчеркивая таким образом тесный союз, единосущность между богом Огня и правителем. Во время 13-го передвижного праздника под знаком Се Ицкуинтли, «1 Собака», знака огня, справляли великий праздник в честь Шиутекутли; проводили также выборы вельмож и советников. Это был повод для больших пиров, танцев и подарков. После этих праздников публично объявляли о войнах, которые собиралась начать Империя.

Дюран-Форе Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с 136-138.

Понятие: