Понятие теотля
ПОНЯТИЕ ТЕОТЛЯ. Термин «Теотль», в основном переводимый [с языка ацтеков] как «божественность», является сложным, многогранным понятием, едва ли согласующимся с современными предвзятыми мнениями, касающимися древней политеистической религии. В отличие от греческих или римских богов, часто принимавших человеческий облик, чтобы более-менее инкогнито проникнуть в людское общество, ацтекские боги представлялись скорее «духами», «силами», «невидимыми силами», появлявшимися под видом животных и реже людей. Также в отличие от греческих богов, наделенных всеми людскими страстями, доводящими их до крайности, и при этом покоряющихся Высшему закону Судьбы, боги ацтеков, даже самые могучие и не похожие друг на друга, действуют не в зависимости от личных чувств, а исходя из уровня своей компетенции в конкретной области, а со стороны людей — в зависимости от склонности к вовлеченному(ым) в ситуацию тому или иному богу (божествам), воздействуя на него (них) наиболее пригодным к ситуации способом с помощью строгого соблюдения ритуалов. При таком большом количестве богов, какое имели ацтеки, каждый тем не менее был индивидуален благодаря своему костюму, украшениям, физическим особенностям, рисункам на лице и теле, хотя эти элементы не фигурируют во всей полноте на художественных или скульптурных изображениях. Порой идентификация основывается на какой-то одной, полной смысла детали. Зато нередко бывает, что какое-то точно узнанное божество имеет один или несколько элементов других божеств, считающихся родственными или относящихся к одной сфере компетенции. А бывает, что божество выглядит как фигура неясных, туманных очертаний, имеющих множество интерпретаций, напоминая разнообразные, часто противоречивые версии мифов, которыми так богаты греки. Ацтекское божество, следовательно, не подходит к определению ne varietur («изменению не подлежит»); оно является, если в данном случае позволено будет прибегнуть к такому математическому образу, «величиной переменной».
Источники упоминают около 200 имен богов и богинь. На самом деле за этой армией имен скрываются одни и те же божества, претерпевавшие с течением времени и по различным причинам какие-то превращения. Объединение богов происходило на основе сходства между сферами их влияния, а также в связи с посвященными им культами. Простейшая классификация, тем не менее остающаяся весьма эффективной, основывается на трех главных областях, в которые вмешиваются боги: создание, плодородие и, наконец, война и жертвоприношения.
Дюран-Форе Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с 132-134.