Родина (Конт-Спонвиль, 2012)
РОДИНА (PATRIE). Страна, в которой ты родился и где живешь, — во всяком случае, это справедливо по отношению к большинству людей, — или страна, про которую скорее, чем про любую другую, можешь сказать, что она твоя. Эти признаки не всегда совпадают, поэтому есть люди, у которых сразу несколько «родин» *, и есть люди, у которых нет ни одной. Но чаще всего родиной мы называем страну, в которой родились и выросли, страну, принявшую нас при рождении или позже, страну наших отцов или наших учителей, наконец, просто свою страну — свою не потому, что она нам принадлежит, а потому, что мы ей принадлежим, пусть даже не целиком, а какой-то частью себя — сердцем или верностью. Это то место, из которого мы пришли в мир или которое выбрали для себя сами, место, где мы чувствуем себя дома, место, которое мы любим больше всех прочих, хотя охотно допускаем, что есть более интересные и достойные восхищения места. Понятие родины не объективно, как и понятие нации, а субъективно и эмоционально. Лично мне довольно долго казалось, что у меня нет родины. Франция была мне безразлична, и я убеждал окружающих, что люди интеллектуального труда в еще большей степени, чем пролетарии, не имеют родины. Однако я изменился, и теперь Франция становится мне все более дороже. Кроме того, много лет назад, бывая в Кастилии, в Тоскане, в Амстердаме, в Венеции и Праге, я открыл для себя, что родина у меня точно есть, и она называется Европа. Разумеется, я не собираюсь этим гордиться. Но мне не очень нравится, когда меня этим попрекают.
Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 497-498.
Примечания редакции проекта:
* В проекте «Понятия и категории» слово «Родина» отнесено к разделу «Мировоззрение», так как, действительно, на земле живет довольно-таки значительное число людей и целых народов, для которых слово это лишено всякой святости. Другие же народы, начиная с римлян, именно в своем мировоззрении ставят ту землю, на которой жили их отцы и деды, превыше всего. В этом состояла суть мировоззрения римлян. Именно оберегая свою Родину – Вечный Город и окружающие его земли – они пускались в дальние военные походы: не захватить чужое, а защитить своё – свою Родину.