Нигилизм (П. Гайденко).

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – ничто) – в широком смысле слова социально-нравств. явление, выражающееся в отрицании общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм обществ. жизни; в бурж. зап.-европ. философии – осознание социального и духовного кризиса бурж. общества, как кризиса всех прежних идеалов, вылившееся в отрицание смысла человеч. деятельности. Хотя понятие "Н." появляется еще у Ф. Якоби (см. "Sendschreiben an Fichte") в своем действительно культурно-историч. значении оно впервые выступает у Ницше, к-рый определяет Н. следующим образом: "Что обозначает нигилизм? То, что высшие ценности теряют с в о ю ц е н н о с т ь. Нет цели. Нет ответа на вопрос "зачем"?" (Полн. собр. соч., т. 9, М., 1910, с. 9). Н., как справедливо отмечает Ницше, выступает в качестве реакции на традиционно-либеральную форму бурж. идеологии, к-рая пытается сохранить иллюзии относительно бурж. цивилизации, стремясь представить ее как осуществление – или движение по направлению к осуществлению – тех идеалов, к-рые были провозглашены в эпоху бурж. революций. Н. утверждает иллюзорность этих идеалов и несовместимость их с реальной действительностью. "Христианство, революция, отмена рабства, равенство прав, филантропия, миролюбие, справедливость, истина: все эти великие слова имеют цену лишь в борьбе, как знамена, не как реальности, а как п ы ш н ы е н а и м е н о в а н и я для чего-то совсем иного (даже противоположного!)" (там же, с. 53). Приветствуя Н., поскольку последний "уничтожает все иллюзии", Ницше пытается в то же время преодолеть его. Эту свою попытку Ницше назвал "опытом переоценки всех ценностей". Непосредственной причиной, вызвавшей Н., является, согласно Ницше, "обезбожение мира", разложение христианской религии, начало которого совпало с зарождением буржуазного общества и полное завершение к-рого знаменует его конец. "Бог умер", говорит Ницше (см. "Так говорил Заратустра", СПБ, 1913, с. 329), него смерть тотчас же обнаружила, что весь тот нравств. миропорядок, к-рый покоился на религ. основании, потерял свою опору: оказалось, что сам человек создал этот миропорядок, а стало быть, сам же может и разрушить его. Однако разложение религ. сознания является, по Ницше, лишь непосредств. причиной нигилистич. умонастроения. Более глубокий его источник следует искать в самой христ. религии, к-рая расколола мир на потусторонний – истинный, и посюсторонний – неистинный. После того, как обнаруживается "искусственный характер" этого "высшего" мира, нам остается один только "отвергнутый" мир, и это высшее разочарование ставится ему в счет его негодности (см. тамже). Так, уже само возникновение христианства было потенциальным возникновением Н. Христианство Ницше трактует расширительно, связывая его появление с эпохой Сократа и Платона, когда впервые возникает учение о двух мирах – мире нравственном, истинном, и мире посюстороннем, преходящем и неистинном, – учение, в основе к-рого лежит, по Ницше, стремление противодействовать судьбе. Т.о., с христианством Ницше по существу отождествляет все мировоззрение нового времени, поскольку оно лишь переменило название старых христ. идеалов, но оставило нетронутым основное: стремление к осуществлению высшей цели человечества. Ницше говорит в этом смысле о "продолжении христианства Французской революцией" (см. тамже, с. 59), о трансформации христ. идей в учение о прогрессивном развитии общества, о "современной форме христианства" – социализме. Покончить с христианством – с его "делением мира на бытие и смысл" – значит, согласно Ницше, покончить и с Н., что приведет к торжеству новой эры, эры "сверхчеловека", для к-рого нет больше "добра и зла", ибо нет раздвоенности мира на "истинный" и "ложный" (аморалистич. идеал Ницше послужил впоследствии одним из истоков идеологии нем. фашизма). То же духовное явление, к-рое Ницше обозначил как Н., отметил и Кьеркегор, назвав его "отчаянием". В отличие от Ницше, Кьеркегор выражает назревающий кризис мировоззрения нового времени в той форме, в какой он воспринимается религ. сознанием, и видит источник Н. не в "духе христианства", а, напротив, в отсутствии подлинно христ. мировоззрения. Характеризуя "отчаяние" как "смертельную болезнь" эпохи, Кьеркегор для пояснения сравнивает его с "...интеллектуальной болезнью – сомнением... Отчаяние – выражение чего-то более глубокого и самостоятельного... Оно есть выражение всей личности, сомнение же – только мышления" ("Entweder – Oder", Köln, 1960, S. 769–70). "Отчаяние", по Кьеркегору, как и Н. у Ницше, парализует человека, ибо в этом состоянии обнаруживается, что вся его деятельность не имеет смысла. Однако, в отличие от Ницше, Кьеркегор объявляет источником "отчаяния" не религиозное, а "эстетическое" мироощущение, к-рое он характеризует как: 1) природное в противоположность нравственному (духовному); 2) языческое в противоположность истинно-христианскому; 3) следование природному влечению в противоположность свободному избиранию; 4) предпочтение естеств. начала в человеке – разума, сверхприродному началу – воле; 5) стремление к единств. цели – наслаждению и исповедание единств. религии – религии красоты. В рамках "эстетического", т.е. "природного", отношения к жизни, по Кьеркегору, не может быть поставлен вопрос о свободе (к-рая есть обретение себя посредством выбора себя решением воли), ибо "эстетик", делающий осн. мотивом своего поведения эстетич. наслаждение, лишь теряет себя и в результате приходит к "отчаянию" (там же, с. 747–48). Хотя моделью эстетич. отношения к жизни Кьеркегор избирает мировоззрение иенских романтиков (см. Романтизм), по существу "эстетической" он считает всю совр. культуру (новую философию – см. "Die Krankheit zum Tode", Fr./M., 1959, S. 76 – и даже протестантскую церковь), включая и ту историч. традицию, к-рая привела к ее возникновению. Термин "эстетизм", т.о., является таким же символом, как и ницшеанский термин "христианство". (Так, Кьеркегор называет "эстетиком" даже представителя "этического" направления в древнегреческой философии Сократа, поскольку последний не понимал, что в основе этики должен лежать введенный христианством принцип "воли, своенравия"). Как, согласно Ницше, развитие всей предшеств. культуры приводит к Н., так и, по Кьеркегору, "языческий эстетизм" всегда несет в себе "смертельную болезнь" – отчаяние. Однако преодоление социально-политич. и духовного кризиса оба мыслителя ищут в противоположных направлениях: если Ницше призывает вернуться к "подлинному язычеству" (идея "вечного возвращения"), трактуя его как культ силы, как "мировоззрение неравенства", трагич. "любви к року", то Кьеркегор предлагает искать спасение в "подлинном христианстве", к-рое еще никогда не достигалось и прийти к к-рому можно только через самое глубокое отчаяние. Попытки совр. бурж. мысли сблизить Кьеркегора и Ницше оправданы только в том смысле, что оба они выразили кризис бурж. культуры и трагич. положение личности, выросшей в лоне этой культуры.

    Новая интерпретация Н. возникает в 20 в. в филос.-историч. концепции Шпенглера, к-рый, подобно Ницше и Кьеркегору, считает, что европ. общество, европ. культура становятся нигилистическими. Причины этого он объясняет, исходя из своей концепции "культурных циклов". Н. – это, по Шпенглеру, "чисто практическое миронастроение усталых жителей большого города, у которых за спиной законченная культура и ничего впереди" ("Закат Европы", т. 1, М.–П., 1923, с. 360). Та, последняя, предзакатная эпоха, к-рую, по Шпенглеру, переживает каждый культурный организм, характеризуется специфич. чертами: рассудочностью, трезвым практицизмом, сенсуалистически-материалистич. подходом к человеку и миру, вытеснением трагич. мировосприятия механистически-естественнонаучным. Эти моменты и составляют, по Шпенглеру, нигилистич. мироощущение, к-рое в трех наиболее известных нам формах культуры – инд., др.-греч. и европ. – выступало последовательно в виде буддизма, стоицизма и социализма. "Перед нами три формы нигилизма, – пишет Шпенглер. – Вчерашние идеалы, великие религиозные, художественные, государственные формы изжиты, и только этот последний акт культуры – ее самоотрицание – еще раз служит выражением пра-символа всего ее существования" (там же, с. 361). Эти три идейных движения различаются, согласно Шпенглеру, в зависимости от того, какая форма культуры находит в них свое последнее – старческое – воплощение. "Стоицизм имеет в виду способ держать себя, отдельного человека, его статуеобразное, сосредоточенное в одном настоящем, существование, без всякого отношения к будущему или прошедшему. Социализм есть динамическое трактование той же темы, та же пессимистическая тенденция не к величию, а к практическим потребностям жизни, но отмеченная мощным стремлением в даль ..." (там же). Такое произвольное сопоставление социализма, к к-рому оказываются отнесенными не только "Маркс и Вагнер", но даже Шопенгауэр и Ницше, со стоицизмом и буддизмом приводит к неисторич. трактовке Н., к отождествлению с этим специфически европ. духовным явлением всякой старческой формы сознания, действительно не раз имевшей место в истории культуры.

    В совр. зарубежной философии проблема Н. разрабатывается прежде всего в экзистенциализме, особенно Хейдеггером. По определению Хейдеггера, Н. "...есть историческое движение, а не какое-то кем-то представленное воззрение или учение. Нигилизм... – это не просто историческое явление среди других явлений, не только духовное течение наряду с другими – христианством, гуманизмом и Просвещением –в рамках европейской истории. Нигилизм по своей сущности скорее является основным движением в истории Запада. Это движение обнаруживает такую глубину, что его развертывание может иметь следствием только мировую катастрофу. Нигилизм есть всемирно-историческое движение народов земли, втянутых в сферу влияния современности. Поэтому он не есть только явление современной эпохи и не является только продуктом XIX века..." ("Holzwege", Fr./M., 1957, S. 201–02). Ограниченность всех тех мыслителей, к-рые до сих пор рассматривали Н., состоит, по Хейдеггеру, в том, что они принимают за сущность Н. его следствия и формы проявления: такие, как "господство техники" или "восстание масс" (Хейдеггер имеет в виду культурно-историч. концепции Шпенглера, А. Вебера, Ортеги-и-Гасета и др.), в то время как "сущность нигилизма – это сама метафизика" (там же, S. 204). Заслуга Ницше, по Хейдеггеру, состоит в том, что он "мыслит нигилизм как "внутреннюю логику" европейской истории" (там же, S. 206); однако и он не смог выйти за пределы "метафизики". Истоки метафизики, говорит Хейдеггер, восходят к др.-греч. философии, прежде всего к Платону, ее развитие совпадает с развитием всей европ. цивилизации. Совр. культуру Хейдеггер рассматривает как последний этап Н., или "метафизики", к-рая является историч. основой западной и определяемой Европой мировой истории (там же, S. 244). Метафизика для Хейдеггера – это не только способ мышления или филос. концепция, но способ существования человечества, способ отношения людей к природе и друг к другу – определ. характер целой историч. эпохи. Сущность "метафизики" заключается в том, что она мыслит "смысл бытия" с помощью категорий ("ценности" и др.), заранее предполагающих, что этот "смысл" есть лишь продукт человека, т.е. нечто "субъективное". То "обесценивание ценностей", о к-ром говорит Ницше, есть, по Хейдеггеру, логич. завершение раскола мира на "сущее" и "ценное", отделение реальности от ее "смысла". Поэтому для преодоления Н. нужна не "переоценка ценностей", к-рую хочет произвести Ницше, а преодоление "метафизики". Единств. путем для преодоления "метафизического мышления" Хейдеггер считает "раскрытие смысла бытия", т.е. усвоение его философии и переосмысление на основе ее всего прежнего европ. мировоззрения. Несмотря на критику Хейдеггером Ницше, его собств. концепция "метафизики" носит на себе следы влияния Ницше с его символич. понятием "христианства", якобы определившего пути развития зап.-европ. цивилизации и приведшего в конечном счете последнюю к кризису.

    Рассмотрение проблем Н. др. экзистен- циалистами носит менее самостоят. характер. Так, Ясперс анализирует эту проблему в связи с рассмотрением мировоззрения идейных предшественников экзистенциализма – Кьеркегора и Ницше, полагая, что осн. заслуга этих мыслителей состоит в том, что они оба видят ничто, стоящее перед ними, и оба стремятся искать, бытие "на дне самого ничто": Кьеркегор – на дне отчаяния, Ницше – пройдя через Н. Сам Ясперс считает возможным преодолеть Н. только посредством создания "истинной коммуникации", к-рая связывала бы индивидов не на почве общей и взаимной выгоды, не посредством рассудка и разума, а только личностной – "экзистенциальной" связью.

    Во франц. экзистенциализме проблема Н. рассматривается как проблема абсурдности существования и наиболее подробно проанализирована у Камю. Как и Ницше, Камю связывает эту проблему со "смертью бога", то есть с разочарованием во всех тех идеалах, к-рые составляли смысл человеч. деятельности целой эпохи, и теперь обнаружили свою иллюзорность. Т.о., человеч. жизнь становится бессмысленной, абсурдной, подобной труду Сизифа. В отличие от нем. экзистенциалистов, к-рые пытаются указать средства преодоления Н., франц. философы настроены гораздо более пессимистически. Камю, например, призывает человека действовать с полным сознанием абсурдности любых своих действий.

    Бурж. философия 2-й пол. 19 в. и 1-й пол. 20 в., создавшая концепцию "нигилистической эпохи", определила кризисное состояние бурж. общества как кризис мировоззрения и именно потому не сумела выявить действит. причин этого кризиса. Предлагаемые ею рецепты "преодоления Н." или оказывались утопическими (Кьеркегор, Ясперс), или объективно превращались в идеологию реакционных политич. направлений (Ницше, Шпенглер, отчасти и Хейдеггер). Действит. причины того состояния, к-рое в ряде направлений получило название "Н.", по существу раскрыл Маркс, указав на "тотальное отчуждение" как на гл. источник социального и духовного кризиса бурж. общества.

Лит.: Löwith К., Kierkegaard und Nietzsche, Fr./M., 1933; Fries H., Nihilismus. Die Gefahr unserer Zeit, Stuttg., 1949; Ρannwitz R., Der Nihilismus und die werdende Welt. Aufsätze und Vorträge, Nürnberg, 1951; Thielicke H., Der Nihilismus. Entstehung, Wesen, Überwindung, 2 Aufl., Pfüllingen, 1951.

П. Гайденко. Москва.

Электронная версия текста с сайта http://dic.academic.ru/

Понятие: