Верующий разум

ВЕРУЮЩИЙ РАЗУМ - понятие, выражающее единство веры и разума, мистического и рационального в процессе познания, принятие какого-либо знания и его эмпирическое и рациональное обоснование. В современной философской литературе их принято не только противопоставлять, но и разделять. Однако в религиозной философии они взаимосвязаны и выступают важнейшими элементами единой философско-теологической системы: ratio неразрывно связан не только с intellectus, но и с mens, animus, где дух, разум и воля сращиваются таким образом, что познание, в которое не верится, становится невозможным. Так, Блаженный Августин утверждает, что без веры и благодати человек не может обрести самого себя и даже не может правильно пользоваться своим разумом, ибо только они открывают человеку возможность истинного самопознания и направляют энергию разума на познание Бога. Более того, по его мнению, без веры не могло бы существовать и само человеческое общество.

Он соотносит веру и разум как вид и род, т.к. «не всякое мышление есть верование, но всякое верование есть мышление». Вера предшествует разуму, но не является начальным условием познания, т.к. «по отношению ко времени первенствует авторитет, а по отношению к существу дела разум». «Верю, чтобы разуметь, и разумею, чтобы верить» — звучит его гносеологическая формула, отождествляющая рациональный «умственный свет» неоплатоников и мистический евангельский «свет».

Августин убежден, что для одних полезнее вера, для других — разум, для третьих — и то и другое. Вера сама по себе не есть са-моценность, а носит служебный, вспомогательный характер. Разум также не является самоценностью, поскольку бессилен самостоятельно искать истину вследствие своей естественной и исторической ограниченности. Между верой и разумом есть взаимосвязь: нет рационального познания без веры и, наоборот, нет веры без рационального познания.

Понятие «вера» у Августина шире понятия «разум». Вера не противоразумна, а сверх-разумна. Если вероучительные положения представляются неистинными, то в этом повинен разум. Вера, согласно Августину, полностью совпадает с божественным разумом и потому истина станет ясной разуму только в «загробном» мире. Объекты веры он классифицирует следующим образом: а) предметы, которые доступны только вере и недоступны разуму (исторические факты и события, которые вследствие своей необратимости не могут бьггь постигнуты); б) предметы, в отношении которых вера тождественна разуму (аксиомы логики и математики, которые непосредственно «видимы» в самом разуме); в) предметы, к разумению которых можно прийти только через веру (догматы религии, открывающиеся тем, кто им верит и ими руководствуется). Таким образом, Августин твердо выступает за веру, ищущую разум.

Фома Аквинский, отвергая августиновско-неоплатоническое мистическое познание о непосредственном «озарении» человека божественным «светом» и аверроистскую кон-цепцию «двойственной истины», утверждает, что те истины, которые, хотя и даны откровением, но могут быть вместе с тем обоснованы разумом, как, например, бьггие Бога, не являются истинами веры в строгом смысле этого слова. Различая веру и разум, он обосновывает гармонию между ними, но не в смысле их равенства, ибо первенство им отдается вере, а в том смысле, что и у веры, и у разума есть соответственно свои определенные области, за пределы которых они не должны выходить, т.е. их компетенция четко очерчена. Если же разум приходит к выводам, противоречащим Откровению, то это, по Аквинату, является результатом неправильного рассуждения. И хотя разум должен сверять свой ход с верой подобно тому, как часы сверяют с «эталоном времени», а философия объявляется им «служанкой» теологии, по меткому выражению русского православного философа, «возвышая Откровение над «естественным разумом», Аквинат в то же время рассекает единую целостность познавательного процесса... и тем надолго разрешил для Запада трудную тему о соотношении внерелигиоз- ного знания и веры, ибо создал возможность мирного их соотношения наподобие соотношения двух этажей здания... Это открыло новый путь для чисто философского творчества, которое не просто стало обходиться в дальнейшем без религиозного обоснования («верхнего этажа»), но постепенно вышло на путь полной автономии, возводимой отныне в принцип».

Позицию Аквината продолжили его последователи. Ж. Маритен, не подвергая критике автора «вечной философии», стремился примирить благодать и природу, теологию и философию, сверхрациональное и рациональное, разделенные картезианской революцией и приведшие современную цивилизацию к социальному и духовному кризису. Но и в его гносеологической концепции разум непосредственно не зависит от веры, и потому не случайно теоретико-познавательной формулой провозглашается выражение «Веруй и думай, что хочешь». Томистские и неотомистские концепции западноевропейской религиозной философии совершенно оттеснили близкие к православной установке теоретико-познавательные воззрения Бонавентуры, представителя августиновского платонизма.

Литература:

Августин Бл. Творения. Т. 1—3. СПб.—Киев, 1998;

Фома Аквинский. Сумма теологии /Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969;

Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1996;

Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995;

Maritain J. Bergson a Thomas d'Aquin. P., 1947.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 76-77.