Нигилизм в России.

Нигилизм в России – термин, обозначающий некоторые черты обществ. умонастроения значит. части молодой рус. разночинной демократической интеллигенции конца 50–60-х гг. 19 в., своеобразное отражение в идеологии и обществ. психологии демократич. слоев глубокого кризиса крепостнич. строя России и всех его порождений в философии, морали, иск-ве, быту. Н. отразил ранний этап формирования мировоззрения революц.- демократич. лагеря периода революц. ситуации 1859–61. В Н. выразился первоначально стихийный, неоформленный протест разночинных слоев против дворянско-сословного строя. При всей своей ограниченности Н. с самого навала имел прогрессивное содержание: отрицание консервативной идеологии, коренных устоев офиц. церк. морали, традиц. уклада жизни. С позиций естеств.-науч. материализма и материалистически толкуемого позитивизма Н. отвергал отвлеченную идеалистич. философию, бесплодное дворянско-либеральное лит. "обличительство", концепцию сторонников "чистого искусства" и т.п. Будучи не в состоянии вскрыть социальную природу бурж. либерализма, его духовное родство с подновленным монархизмом, Н. тем не менее способствовал борьбе революционеров-демократов 60–70-х гг. против реформистского соглашательства. Большое значение для нравств. формирования последующих поколений борцов с самодержавием имели подчеркнуто резкое отрицание рус. Н. жизненных устоев "общества" – фальшивой семейной морали, "условной лжи", тунеядства, карьеризма, – утверждение труда как основы жизни, борьба против мистики и бесплодного романтизма.

    Узость положит. программы Н. сказалась в расплывчатости его филос. основ (полемич. заострение элементов механицизма и эмпиризма, стирание граней между материализмом и позитивизмом, диалектикой и эволюционизмом, преувеличение рационалистич. характера иск-ва и морали и т.д.). Н. преувеличивал роль образования вообще, распространения естеств.-науч. знаний в особенности. В отд. случаях для Н. характерны черты индивидуализма и пессимизма (Н. Успенский, Н. Помяловский).

    Н. оказал влияние на рус. литературу. Чернышевский и Добролюбов как виднейшие представители разночинного этапа рус. освободит. движения и обществ. мысли восприняли сильную сторону Н. – революц. отрицание отжившего строя жизни. В свою очередь они сами явились в определенный период деятельности наиболее яркими выразителями лучших черт Н.

    Вместе с тем революц.-демократич. идеология и деятельность несравненно шире, богаче, глубже Н. Отсутствие в Н. позитивной программы видели уже современники: "... Базаров не удовлетворял нас... исключительно отрицательным ко всему отношением... Нигилизм... был только переходным моментом к появлению "новых людей", не менее ценивших индивидуальную свободу, но живших, вместе с тем, для великого дела" (Кропоткин П. Α., Записки революционера, 1933, с. 185). Революц. демократия, в отличие от Н., свойственного ранним этапам разночинно-демократич. движения, характеризуется четкой материалистич. филос. основой, историч. оптимизмом, выдвижением на первый план борьбы за революц. изменение общества.

    На протяжении 60-х гг. 19 в. Н. постепенно утрачивает свое влияние в обществ. жизни; размежевание разночинной интеллигенции приводит к выделению сознательных революционеров – революционеров-демократов, с одной стороны, и проповедников культурничества, сомкнувшихся с либералами, а также радикалов, близких к анархизму, – с другой.

    Термин "Н." использовался реакцией для характеристики всех революц. сил России 60–70-х гг. 19 в., к-рым приписывался вульгарный материализм, аморализм, анархич. отрицание цивилизации. В этом значении термин "Н." употреблялся в офиц. документах [донесения 3-го отделения (см. И. С. Тургенев, Центр. архив, М., 1923), материалы нечаевского процесса ], реакц. журналистикой ("Рус. вестник"), в "антинигилистических" романах (Лесков, Крестовский, Писемский, Достоевский). С 70-х гг. термин "Н." употребляется в зарубежной бурж. историографии для тенденциозной характеристики передовой рус. обществ. мысли (Oldenburg К., Der Russische Nihilismus von seinem Anfängen bis zur Gegenwart, Lpz., 1888; Jarmolinsky Α., Road to revolution. A century of Russian radicalism, L., 1957).

Литература: Ленин В. И., Гонители земства и Аннибалы либерализма, Соч., 4 изд., т. 5; его же, О "Вехах", там же, т. 16; его же, Еще один поход на демократию, там же, т. 18; [Катков М. ], О нашем Н. По поводу романа Тургенева, "Рус. Вестн.", 1862, [No 7 ]; Герцен А. И., Письмо И. С. Тургеневу 21 апр. (1862), в кн.: Полн. собр. соч. и писем, т. 15, П., 1920; Алексеев А. И., К истории слова "Н.", в кн.: Сб. ст. в честь акад. А. И. Соболевского. Ст. по славянской филологии и рус. словесности, М.–Л., 1928; Салтыков-Щедрин Н., Уличная философия, Полн. собр. соч. в 20 тт., т. 8, М., 1937; Антонович М., Асмодей нашего времени, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1938; Козьмин Б.П., Два слова о слове "Н.", "ИАН СССР. Отд. лит. и яз.", 1951, т. 10, вып. 4; Чернышевский Н. Г., Безденежье, Полн. собр. соч., т. 10, М., 1951; Батюто А. И., К вопросу о происхождении слова "Н." в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети", "ИАН СССР. Отд. лит. и яз.", 1953, т. 12, вып. 6; Белинский В., [Рец. на ] Провинциальные бредни..., Полн. собр. соч., т. 2, М., 1953; Тургенев И., Лит. и житейские воспоминания, Собр. соч., т. 10, М., 1956; Писарев Д. И., Реалисты, Соч., т. 3, М., 1956; Пустовойт П. Г., Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" и идейная борьба 60-х гг. XIX в., М., 1960; Демидова Н. В., Д. И. Писарев и Н. 60-х годов, "Вестн. ЛГУ. Сер. эконом., филос. и права", 1965, No 5; Cyževskyj D., Literarische Lesefrüchte, "Ζ. für slavische Philologie", 1942–43, Bd 18, Η. 2.

А. Новиков. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Электронная версия текста с сайта http://dic.academic.ru/

Понятие: