Богоподобие

БОГОПОДОБИЕ - понятие христианской антропологии, выражающее идею сотворения человека Богом по своему образу и подобию. Эта идея основана на библейском сказании о сотворении человека. Текст книги Бытия гласит: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 26—29). Исходя из текста, были выработаны богословские принципы толкования природы и сущности человека. Учение о человеке как творении, образе и подобии Божьем стало краеугольным камнем христианской антропологии. Под характеристиками «образ» и «подобие» обычно понимаются способности человека к биологическому воспроизводству и к творческой деятельности. Б. было разрушено грехопадением, но надежду на его восстановление (обожение) дал Богочеловек Иисус Христос своим вочеловечением, смертью, воскресением и победой над грехом. Теологические концепции Б. содержат противоречия. Наряду с характеристиками, освящающими телесность и разнообразные сферы активности человека, даются характеристики, относящиеся только к духовной сфере, игнорирующие телесные потребности и мирскую активность человека. Идея творения обусловливает подчеркивание пребывания человека во власти Бога, подчинения его божественному промыслу. С другой стороны, наличествует идея причастности человека Богу, говорится о статусе человека как особого творения — личного существа, обладающего свободой воли, наделенного властью и ответственностью в мире. Идея Б. легитимизирует антропоморфные описания Бога. Согласно Иоанну Дамаскину, например, такое представление о Боге является для «облеченных в грубую плоть» людей единственно возможным. На аналогии от человека к Богу основан метод познания Бога в богословии (например, у Аврелия Августина). Однако сама природа человека, являясь только тенью сверхъестественного оригинала, не может быть постигнута из самой себя, но в своей сокровенной сущности открывается человеку Богом. Например, Григорий Нисский исходит из того, что сказано в Откровении о Боге, чтобы найти аналоги в человеке. Отсутствие точного определения Б. объясняется тем, что специфика человека оказывается тайной, поскольку он соотносящееся с Богом существо. В современном либеральном протестантском и католическом богословии существует точка зрения, согласно которой учение о Б. стало основанием христианского и секулярного гуманизма. Ортодоксальная теология осторожно относится к светскому гуманизму, усматривая опасность сведения высших начал и потребностей к человеческой природе. Философская критика усматривает в мифологических и догматических основаниях, теоретических противоречиях и аскетических установках идеи Б. недооценку реальной природы человека.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 59-60.

Понятие: