Безобразное (Кузнецов)
БЕЗОБРАЗНОЕ — эстетическая категория, означающая крайнюю степень отрицательных качеств бьггия, уродливых, дисгармоничных явлений действительности; бытие, потерявшее образ. Противостоит категории «прекрасное», может быть определена и понята только в соотношении с ней. Б. противоречит представлениям о красоте, добре и справедливости. Отношение формы и содержания в Б. не имеет однозначного характера: прекрасная форма может сочетаться с уродливой сущностью, и наоборот.
В античной философии Б. имело этическую окраску и трактовалось как зло, а в онтологическом аспекте приобретало черты, свойственные небытию. В средневековой философии Б. понимается как отступление от христианских заповедей и проявление греховной сущности тварного мира. В эпоху Возрождения Б. вновь приобретает природные характеристики: непостижимые, грозные и могучие стихии, властвующие над человеком, противопоставляются прекрасным порывам человеческого духа. В эпоху Просвещения эта тенденция нашла свое крайнее воплощение в запрете отображения Б. в искусстве. В романтизме Б. вновь отводится достойное место: нельзя понять сущность прекрасного без сопоставления ее с крайне негативными чертами бытия.
В человеке Б. есть выражение разрушения человеческого образа, его признаков как родового существа. Так, низменное в человеке может находить свое выражение и во внешнем облике, в его уродстве, дисгармоничности и бездуховности, например в Иудушке Головлеве (Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы). Но в Б. существуют и более сложные, внешне не выраженные отношения между формой и содержанием, обликом и сущностью. Так, Квазимодо (Гюго В. Собор Парижской Богоматери) и Дориан Грей (Уайльд О. Портрет Дориана Грея) являются тому ярким подтверждением. Первый — внешне уродлив, но прекрасен духом, своей человеческой сущностью, второй — прекрасен внешне, но уродлив в своей сущности, бездушен, эгоистичен и жесток.
Истинно Б. таит в себе угрозу, опасность для общества и человека, хотя может быть скрыто во внешне пристойном облике. Поэтому распознание Б. как такового, особенно в человеке, весьма сложно и требует больших усилия для его обнаружения. И в этом обнаружении огромную роль играет подлинное гуманистическое искусство. Б. и прекрасное — антиподы и поэтому взаимосвязаны.
Эстетизация Б. в некоторых направлениях современного искусства ведет к утрате в последнем подлинных человеческих ценностей и идеалов, чревата серьезными социальными последствиями, разрушением в человеке его сущности и образа.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 46.