Аутопойесис

АУТОПОЙЕСИС (от греч. amo - само; подсад — творение, созидание, произведение) — термин для обозначения такого способа существования биологической или социальной системы, при котором самопроизводство ее компонентов влечет за собой самопроизводство системы в целом. Термин введен в научный оборот чилийскими биологами X. Матураной и Ф. Варелой (Maturana H., Varela F. Autopoiesis and Cognition. Dordreht, 1980), переосмыслен немецким социологом H. Луманом. Согласно X. Матуране и Ф. Вареле, организм есть аутопойети- ческая система, т.е. система, в которой процессы производства, трансформации и разрушения конституируют систему как целое, создавая «аутопойетическое» пространство. Исследование («описание») систем такого рода предполагает наличие некоего стороннего наблюдателя, иначе не возможно должное различение аутопойетической системы от других систем. Именно различения, проводимые наблюдателем, позволяют говорить о системе как о целом. Однако при этом возникает проблема интерсубъективности наблюдения — наблюдатель должен согласовывать данные своих наблюдений с данными других наблюдателей. Луман обращается к психическим и социальным системам, что приводит к существенному переосмыслению термина А. Элементами таких систем становятся идеи («мысли») и коммуникации, ключевой категорией при описании — категория смысла, как присутствия тех нереализованных возможностей каждого события, состояния или действия, которые образуют их фон. Смысл самореферентен: он «всегда ссылается на смысл и никогда не отсылает за пределы смыслового. Поэтому системы, которые связаны со смыслом, не могут действовать без смысла». Социальные системы, с которыми мы имеем дело, являются прежде всего системами смысловыми, тем самым и коммуникация выступает как процесс смысловой. Смысл предполагает отличие актуально сушествующего от того, что только возможно, но это отличие не является застывшим, поэтому, пишет Луман, смыслу свойственно беспокойство и самодвижение — самопроизводство, А. смысла. Непрерывно осуществляемый процесс коммуникации влечет за собой и бесконечный процесс выбора из множества возможностей, выбора, обусловленного смыслами, причем собственно субъективность участников коммуникативного действия становится фоном системы. Вместе с тем очевидно, что социальные и психические системы являются такими образованиями, в которых их самоописания (или «самореференции», ссылки системы на саму себя), как структуры смысловые, уже включены в систему (хотя при желании можно помыслить и такую систему, в которой присутствуют и самонаблюдения, и просто операции).

Литература:

Луман Н. Социальные системы: очерк общей теории / Западная теоретическая социология 80-х гг. М., 1989; Он же. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества / Социо-Логос. М.,1991; ФилипповА.Ф. Социология Н. Лумана // Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. М., 1994; Maturana Н., Varela F. Autopoiesis and Cognition. Dordreht, 1980.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 42-43.

Понятие: