Марбургская школа (Подопригора, 2013)

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА — одно из основных направлений неокантианства конца XIX — начала XX в. Главные представители — профессоры Марбургского университета Г. Коген и П. Наторп. К Марбургской школе принадлежали А. Штадлер, К. Ласвиц, Э. Кассирер и др. Марбургская школа объявила о необходимости привести философию Канта в соответствие с современным естествознанием и «очистить» ее от дуализма, создаваемого учением о «вещи в себе» как объекте, афиширующем человеческую чувственность. Преодоление противоречия между этой стороной учения Канта и его трансцендентальным методом Марбургская школа видела в отказе от первой и в превращении второго в единственное содержание философии. Центральной проблемой кантовской философии М. ш. считала вопрос — «Как возможна наука?». Согласно воззрениям Марбургской школы, объективный мир дан человеку не сам по себе, но в имманентных рассудку формах научных знаний, которые только и делают объект предметом познания, «творят» его. Иными словами, представители Марбургской школы считали, что единственным содержанием человеческих знаний о мирю являются логические формы, т. е. метод научного познания. Соответственно, точка зрения Марбургской школы характеризуется в неокантианстве как логически-рационалистическая, методологическая или эпистемологическая. Ее отличает резкий антипсихологизм. Кантовская «вещь в себе» устранена Марбургской школой именно как источник психологизма. Марбургская школа отказалась рассматривать ощущения как форму, а тем более как источник познания. Ощущение есть лишь «знак вопроса». Ответы дает чистая мысль. Функциями последней являются не только логические формы, но также пространство и время, которые Кант рассматривал как априорные формы чувственности, а представители Марбургской школы — как логические отношения. Но и чистая мысль рассматривается Марбургской школой не как духовная деятельность субъекта, а как логика науки. 

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 216.