Двуглавый Орел
«Двуглавый Орел» (ДО), киевское патриотическое общество молодежи, одна из самых активных черносотенных организаций. Официально открыто 21 окт. 1907, хотя первое торжественное заседание состоялось 21 янв.1907. На нем после молебна выступил один из лидеров киевских монархистов М. В. Гневушев (будущий еп. Макарий), который сказал: «Вы пошли по правильной дороге, и каждое русское сердце шлет вам свои лучшие пожелания. Собирайтесь же, господа, все на защиту того, что создано великим народом <...>, зовите всех, кто ушел или уходит по другой дороге, зовите их, чтобы создать твердый оплот для дальнейшего развития и процветания нашей Родины. Счастливы из вас те, кто вошел в высшие учебные заведения, кто расширяет свой кругозор и знания для того, чтобы ими послужить со временем своему отечеству, но еще счастливей будет государство и народ, на чьи деньги вы воспитываетесь, если из вас выйдут люди, полезные для России». Кроме него на собрании выступили Б.М.Юзефович, И. Г. Храпаль, Г.И.Вишневский и члены общества. Учредителями ДО являлись потомственный дворянин Григорий Иосифович Вишневский и крестьянин по происхождению Николай Дмитриевич Галкин, до этого уже состоявший тов. председателя в Киевском Обществе активной борьбы с революцией и анархией. Они же стали первыми, соответственно председателем и тов. председателя ДО.
Устав Общества был зарегистрирован в марте 1907. В нем так определялись цели общества: «Киевское патриотическое общество молодежи «Двуглавый орел» имеет целью: 1) противодействовать всеми законными средствами влиянию лиц, обществ и союзов, ведущих Россию своим учением к анархии и нравственному растлению, 2) проведение в сознание и жизнь населения Российской империи начал Самодержавия, Православия, Русской Народности, выработанных историей русского народа, 3) содействовать всеми средствами споспешествованию торжества русских начал в русской школе, объединять молодежь, согласную с основными идеями общества, в правильную организацию». Основными направлениями деятельности Общества были публикация брошюр, книг, листков, устройство чтений патриотических книг, ведение бесед с городским населением с разъяснением ему истинного смысла Высочайших Манифестов и указов, помощь нуждающимся членам Общества, организация танцевальных, музыкальных и литературных вечеров, детских праздников, драматических представлений. Одной из первых инициатив ДО стал контроль за организацией проведения выборов в Государственную Думу в 1907. Члены Общества тщательно следили за тем, чтобы на улицах, около помещений участковых собраний не велась агитация.
В августе 1907 произошло покушение на жизнь председателя Общества Г. И. Вишневского. При этом пострадал шедший с ним младший брат-гимназист, которому пуля попала немного ниже виска, засев в кости. Покушение было совершено на Подоле группой молодых евреев, которым удалось скрыться от преследования при содействии толпы соплеменников. В результате Вишневский отказался от поста председателя ДО, и в 1908—1909 и. о. председателя Общества являлись Петр Суходольский, Яков Дорошенко, Сергей Болотов.
К 1911 Общество стало довольно многочисленной организацией (в торжествах по случаю прибытия Императора Николая II в Киев участвовало 1028 членов). К тому времени ДО имел несколько отделов: в Нежине (открыт 18 февр. 1907 по инициативе настоятеля Благовещенского монастыря архим. Василия), Екатеринославе (открыт 15 авг. 1908), местечке Смела Черкасского у. Киевской губ. (открыт 29 авг. 1912), Запорожье-Каменском. Почетными членами Общества являлись — еп. Чигиринский Павел (Преображенский), архим. Почаевской Лавры Виталий (Максименко) и другие видные монархисты. В 1910 у Общества появляется и свой печатный орган — газета «Двуглавый орел», редактировавшаяся до к. 1911 Г.И.Вишневским. В 1911 тов. председателя Н. Д. Галкин и А. Д. Ровинский были делегатами на Съезде сторонников Дубровина (5-й Всероссийский съезд Союза Русского Народа в Москве 21 ноября — 1 декабря 1911). К этому времени деятельными членами ДО стали многие студенты Киевского ун-та св. Владимира во главе с В. С. Голубевым, А. И. Изюмовым и М.Шиманским (впоследствии возглавлял Партию академического порядка, состоявшую из студентов ун-та), и Общество превращается в активную организацию прямого действия,
ограничивающуюся только общими собраниями и благотворительными вечерами. Студенты начали бороться с крамолой в самом ун-те. Так 3 ноября 1910 по ун-ту были разбросаны прокламации эсеров, которые призывали пропеть «вечную память» казненному бывшему студенту унта террористу Балмашеву. Голубев и Изюмов с членами ДО решили помешать акции. Студенты-академисты потребовали прекратить кощунственное пение, а Голубев громко крикнул: «Долой убийцу». Студент Абуладзе неожиданно сильно ударил Голубева, который упал без чувств, ударившись затылком... Тем не менее революционная выходка была сорвана. Когда Голубева несли на носилках по коридору, он приподнял голову и громко крикнул: «Сегодня враги Самодержавного строя вздумали чествовать убийцу слуг Царских Балмашева, но это им не удалось, мы же, русские студенты, крикнем «ура» Государю Императору». 2 февр. 1913 студенты — члены ДО — Петр Вихров, Александр Грицевич-Ужумецкий, Александр Изюмов, Михаил Коломацкий, Николай Мастицкий, Александр Подкович, Михаил Хоменко, представлявшиеся Государю Императору 14 марта 1912 в числе делегатов I Всероссийского общестуденческого академического съезда, удостоились Высочайшей награды — фотографических снимков с изображением Императора и Наследника Цесаревича. Вручение снимков происходило в помещении Киевского Академического Собрания, где предварительно был совершен молебен в присутствии учредителей организации.
В конце 1911 председателем ДО стал свящ. Ф. П. Синькевич, а секретарем В. С. Голубев. Несомненной заслугой о. Синькевича стала активизация духовно-просветительской работы. Регулярными стали народные, религиозно-нравственные и исторические чтения в зале Юго-Западного Общества трезвости, которые велись по праздничным и воскресным дням для народа, воинских частей. Чтения превращались в настоящие патриотические манифестации. Примером могут послужить чтения 5 окт. 1911 Перед их началом свящ. Ф.Синькевичем был отслужен молебен свт. Алексию при пении хора Ольгинского детского приюта Киевского губ. отдела Союза Русского Народа (СРН). После молебна был исполнен троекратно народный гимн «Боже, Царя храни». Затем о. Синькевич произнес речь о пользе, которую приносят народные чтения в деле самообразования и самовоспитания, отметив, что общество планирует устраивать чтения по всем отраслям знания и, главным образом, по истории Церкви и по вопросам религиозным. В. С. Голубев произнес речь на тему пребывания в Киеве Царской Семьи. А. Д. Ровинский предложил чтение на тему «Мир Божий — великая книга для неграмотных» и произнес патриотическую речь, охарактеризовав великие подвиги самопожертвования за славу и честь России. Затем Д. Е. Куделенко в боярском костюме выступила на тему «Торжество Царского Самодержавия и истинная свобода». Кроме народных чтений Синькевичем было инициировано проведение Русских вечеров, проходивших обычно в зале Киевского Клуба Русских Националистов и включавших в свою программу произнесение речей, декламацию стихотворений, исполнение хором певчих народных и патриотических песен, а оркестром военной музыки танцевальных мелодий. Новые направления деятельности потребовали изменения Устава, и 8 января 1912 на общем собрании Общества он был утвержден в новой редакции. 20-22 января 1912 широко праздновалось пятилетие Общества, за литургией в Софийском соборе было освящено знамя организации, состоялся торжественный крестный ход.
Выдающуюся роль ДО сыграл в расследовании обстоятельств ритуального убийства Андрея Ющинского. Члены Общества проводили собственное расследование обстоятельств чудовищного преступления, своими публикациями привлекали внимание общественности в делу.«Следствие по поводу этого убийства, медицинское вскрытие, а также и огласка, приданная делу, благодаря вмешательству Думы сделали свое дело и заставили многих заинтересоваться вопросами о ритуальных убийствах. Звон жидовского золота много сделал зла для Руси, многих русских людей околпачил и одурачил. Но на этот раз не околпачить жидам русских, ибо интерес к делу велик», — писал о. Синькевич 11 марта 1912 в газете «Двуглавый Орел». Большой резонанс имели публикации Голубева о попытках киевских властей замять дело. В статье «Запуганная полиция» он утверждал, что киевский полицмейстер самым энергичным образом воспрещал представителям православной печати писать, что дело Ющинского является расследованием кровавого ритуального убийства. Эти публикации вызвали недовольство киевских властей. 21 апр. 1912 Киевский генерал-губернатор А. Ф. Гире вызвал к себе председателя Общества о. Синькевича и в резкой форме высказывал ему свое недовольство действиями ДО. В особенности он был недоволен секретарем Общества студентом Голубевым, который, по словам генерал-губернатора, всегда действует «некорректно, делая массу бестактностей». Гире запретил Обществу посылать уведомления о собраниях полицмейстеру, а студенту Голубеву запретил публичные выступления. Он также предупредил о. Синькевича, что будет жаловаться на него Киевскому митр. Флавиану (Городецкому), и напоследок заявил, что «объявляет Обществу «Двуглавый орел» войну». Однако «орлята» не испугались предупреждений генерал-губернатора. В конце мая много шума наделала паломническая поездка членов Общества в Почаев во главе с о. Синькевичем на торжества освящения памятника на казацких могилах при с. Пляшевой Дубенского уезда. И. о. Подольского губернатора доносил: «Прибывшие люди <...> начали вести себя вызывающе по отношению к еврейскому населению. <...> Эти обстоятельства, а также распространившийся слух, что прибывшие со священником Синькевичем молодые люди что-то замышляют против евреев, о чем один из служащих в Лаврской типографии Зелинский предупредил своего квартирного хозяина еврея Скульского, произвели среди еврейского населения переполох, и они стали, в виду ожидаемого ими погрома, отправлять семейства из местечка и послали Кременецкому исправнику телеграммы, прося защиты». Неизвестно, чем бы закончилось дело, если бы не вмешался наместник Лавры архим. Виталий (Максименко), который успокоил срочно прибывшего исправника, заявив ему, что «киевские паломники прибыли в Почаев исключительно с целью богомолья», «никто погрома не думал устраивать», а статьи о ритуальных убийствах раздавались беспрепятственно при раздаче журнала «Двуглавый Орел». Архим. Виталий также заметил: «Если и говорилось, что евреями употребляется христианская кровь, то это правда, и говорить населению об этом не воспрещено».
Тем не менее 9 июня 1912 свящ. Синькевич вынужден был оставить должность председателя и передать бразды правления Обществом Голубеву. Во время отсутствия последнего в Киеве Общество возглавляли М.Шиманский и Н.Галкин. ДО продолжал заниматься активной деятельностью. 3 марта 1913 членами Общества в сквере около здания Городской думы был сожжен плакат с портретом австрийского императора и с надписью «Долой Австрию, да здравствует война», что стало предметом специального полицейского расследования. Впрочем, подозрения полиции сразу пали именно на «орлят», поскольку, как отмечалось в полицейском донесении, «за истекший 1912 г. они уже были замечены в учинении бесчинств в украинском книжном магазине, а также возле помещения австрийского консульства, где чернилами была облита дверь дома». 21 янв. 1914 состоялось юбилейное заседание организации. На нем присутствовали — еп. Каневский Иннокентий (Ястребов), сенатор Г. Г. Чаплинский, депутат Гос. Думы Г. Г. Замысловский, священники Ф. Н. Синькевич и В. М. Кудрицкий. Председатель Общества В. С. Голубев в своей речи подчеркнул: «Как светло на душе и радостно, когда видишь горячее сочувствие обществу, когда увеличивается число рядовых под священным знаменем, на коем начертано «За Веру, Царя и Отечество». Общество «Двуглавый Орел», возникнув, в годину тяжелых испытаний для русской земли, за семь лет существования окрепло и расширилось. Внешним образом это выражается и в том, что общество имеет уже свою ежедневную газету, свою типографию и насчитывает более 600 членов. Такой успех немыслим был бы без горячего сочувствия общества и без того участия, которое принимают в делах общества члены других патриотических организаций». После речи Голубева растроганный Д. В. Туткевич заявил: «Как приятно чувствовать и видеть, что, когда мы, старики, уже выбываем из строя, на смену нам идет могучая рать молодежи, подготовляющей себя для управляющей и назидающей деятельности и высоко держащей свое и наше знамя с девизом «жить, трудиться, рук не покладая, чтоб сильна была наша Русь Святая»».
25, 26 и 27 февр. 1914, в дни памяти Тараса Шевченко, в Киеве проходили несанкционированные выступления «сепаратистов-мазепинцев». В ответ «орлята» провели патриотическую демонстрацию. 25-го перед зданием городской думы был поднят национальный флаг. 26-го «орлята» прошли по Крещатику, Думской площади, Софийской улице с пением молитв и патриотических песен. Затем манифестанты направились к памятнику Богдану Хмельницкому, возле которого были произнесены речи и исполнен народный гимн. То же самое повторилось у памятника П. А. Столыпину. 27-го на площади у городского театра «орлята» сожгли портрет Т. Г. Шевченко. Киевский губернатор Суковкин в докладе министру внутренних дел, в интервью прессе обвинил Голубева и его соратников в нарушении общественного порядка.
В ответ Голубев поместил 9 марта 1914 статью в печатном органе ДО, в которой обвинил губернатора в пособничестве сепаратистам: «Прошло уже около двух недель со дня изменнической демонстрации жидо-мазепинцев, а Русские люди все еще не успокаиваются, все еще волнуются. Да и есть чего. В Киеве, матери Городов Русских, шайка негодяев, отщепенцев осмелилась дерзко воскликнуть: «Долой Россию, да здравствует Австрия!». Вот до чего дождался Киев, вот какой позор приходится ему испытывать: на его святых горах, увенчанных золотыми крестами, свила себе гнездо государственная измена. Еще задолго до так называемого «шевченковского» юбилея Русские патриотические союзы указывали Правительству на истинное значение и смысл «шевченковского» юбилея и связанных с ним демонстраций. Высшая администрация Края, в лице генерал-адъютанта Трепова, и Петербург, вняв просьбам патриотических союзов, категорически запретили мазепинские демонстрации и чествование жидо-масонских идей, приуроченных к личности «великого поэта», и этим самым предотвратили многие события мерзкие, многие события тягостные. Честь и слава им за это! Но вместе с сим мы почитаем своим долгом, долгом нравственным, но вместе и тяжелым указать на причины того позора, который разыгрался на улицах Киева 25 и 26 февраля <...>, мы долго молчали. С удивлением читали опровержение губернатором Суковкиным действительных фактов изменнической демонстрации, с удивлением читали интервью губернатора с жидовскими корреспондентами. Мы молчали, молчали потому, что не имели в руках достаточно данных, но теперь, когда мы собрали многочисленные данные и тщательно проверили их, мы не можем молчать, мы должны говорить и должны говорить в печати. <...> Мазепинцы — государственные изменники действовали смело, им нечего было бояться: славная полиция наша накануне была лишена своего руководителя полковника Скалона, а в день демонстраций была по рукам и ногам связана господином Суковкиным, предлагавшим ей действовать по отношению к изменникам предупредительно, а по отношению к патриотам — нагайками. Но, слава Богу, наша полиция не опозорила себя избиением истинных слуг Царя и Родины. Но увы, попустила совершившемуся великому позору. Чья в этом вина? Вина в этом всецело падает на господина губернатора Суковкина, который накануне демонстраций не дал полиции никакого плана действий и лишил ее руководства. Вот плоды губернаторской распорядительности. Все эти плоды отрицаются г.Суковкиным и, конечно, жидами и мазепинцами. Но этот страшный, позорный факт нельзя затереть никакими опровержениями. Мы верим и надеемся, что самое строгое расследование выяснит всю правду, сдует золу с тлеющего под нею огонька измены и потушит его навсегда. Этого требует долг перед Верой, Царем и Отечеством. Этого требует долг перед Матерью Городов Русских древнеапостольным Киевом, городом Св.Равноапостольного Владимира и Ольги».
Начало Первой мировой войны было встречено членами ДО с воодушевлением, многие из них добровольцами ушли на фронт, а председатель Общества Голубев геройски погиб на фронте. Во время войны деятельность Общества была частично свернута. С 1914 ДО возглавил А. Д. Ровинский, а его тов. стал бывший председатель свящ. Ф. Н. Синькевич. Деятельность ДО теперь сводилась в основном к проведению народных чтений, молебнов и периодических собраний. Так 15 марта 1915 ДО был организован благодарственный молебен по случаю падения австрийской крепости Перемышль. 18 окт. 1915 в Богоявленском соборе Братского монастыря по инициативе ДО перед чудотворным образом Богоявления Господня был совершен просительный молебен о даровании христолюбивому воинству Российскому и воинствам союзных народов победы над врагом. Обществом проводилась и широкая благотворительная деятельность. 10 янв. 1916 ДО был организован сбор средств в пользу Общества призрения детей-сирот. 21 янв. 1916 Общество скромно отпраздновало 9-ю годовщину своей деятельности в помещении собственной типографии. О. Синькевич отслужил благодарственный молебен, провозгласил «Вечную память» воину Владимиру (Голубеву) и всем почившим членам ДО, произнес патриотическую речь. 19 февр. 1916 в годовщину отмены крепостного права Обществом было организовано народное собеседование, посвященное памяти Императора Александра II. На нем о. Синькевич произнес доклад — «Светлой памяти Царя-Мученика», а Д. Е. Куделенко предложила чтение — «Великий день 19 февраля». 13 марта Общество отмечало очередную годовщину смерти А.Ющинского. В Михайловском монастыре по инициативе ДО архиеп. Евлогием (Георгиевским) и архим. Митрофаном была отслужена панихида по умученном отроке, а вечером того же дня состоялось народное собеседование, перед началом которого о. Синькевич провозгласил «Вечную память» отроку Андрею. После февр. 1917 Киевское Патриотическое общество молодежи «Двуглавый орел» было запрещено.
Арх.: ЦГИАУ. Ф. 317. Оп. 1. Д. 5339; Ф. 442. Оп. 636. Д. 647; Оп. 862. Д. 7, 191.
Т. Кальченко
Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.
Литература:
Двуглавый Орел. 1912. № 70; Киев. 1914. № 21;
Киевлянин. 1907-1911;
Alma Mater. Унiверситет Св.Володимира напередоднi та в добу Украiнськоi революцii 1917—1920. Матерiали, документа, спогади / Упорядники В. А. Короткий, В.I.Ульяновський. Киiв, 2000.