Ассоциация (Кузнецов)

АССОЦИАЦИЯ (лат. associatio - соединение) — связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, представлениями, чувствами, идеями и т.д.), состоящая в том, что одно из психических явлений влечет за собой другое. А. описана еще Платоном и Аристотелем. Сам же термин «А.» ввел в научный и философский язык Дж. Локк. Учения об А. разрабатывались как в философии, так и в психологии. Ассоциативные концепции XVII в. имели механистический характер (Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк), А. трактовалась как механическое воспроизведение первичных ощущений на уровне чувств, образов, мыслей: представления соединяются в сознании в том порядке, в каком ранее возникали ощущения. Б. Спиноза сформулировал закон А.: «Если человеческое тело подверглось однажды воздействию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других». Дж. Локк считал, что А. представляют «неверные и неестественные сочетания идей», происходящие случайно или по обычаю и противоречащие связям идей на основе разума. Локк видел в А. причину многих предрассудков, заблуждений, религиозных, идеологических, политических конфликтов.

С XVIII в. противопоставление ассоциативных процессов высшим, интеллектуальным способностям было преодолено. Ассоциативная психология XVIII—XIX вв. (Д. Гартли, Дж. Ст. Милль и др.) положила принцип А. в основу объяснения деятельности сознания. Считалось возможным вычленить «атомы сознания» (психические факты) и объяснить высшие состояния сознания как результат соединения этих «атомов» (своеобразный психологический вариант таблицы Менделеева). С середины XIX в. ассоциа- ционизм переместился в сферу экспериментальной и практической психологии.

В современных психологических иссле-дованиях (в частности, в когнитивной пси-хологии) отмечается, что А. вносят в модель действительности принцип значения. Благодаря А. сознание человека может выйти за пределы непосредственно данного, расширив внутреннее поле своей деятельности. Речь идет о «вторичном восприятии», когда образ восприятия соотносится не с объек

тивной реальностью, а с имеющимся знанием (включая также чувства, представления и т.д.). В ассоциативных процессах осуществляется выход за пределы наличной информации и ее интерпретация в терминах внутреннего опыта. Посредством А. возбуждаются фоновые знания, когда со словом, образом, помимо их непосредственного значения, в сознании человека связывается некоторая информация (индивидуально-психологическая, этнокультурная и др.).

А. играют огромную роль в процессе создания и восприятия произведений искусства. Возникающие на основе А. нетривиальные, внерациональные связи мыслей, представлений, эмоций, чувств и пр. воплощаются в произведения, не поддающиеся однозначной интерпретации. А. в сфере мифологии, искусства объединяют образы первичного восприятия с образами, идеями (в широком смысле — информацией), находящимися в культурной памяти человечества и в индивидуальной памяти человека. Такие важные компоненты культуры и коммуникации, как символы, метафоры, аллегории, во многом основаны на принципе А. При этом А. могут носить как универсальный общечеловеческий, общекультурный характер, так и быть обусловленными этнокультурными особенностями того или иного народа, той или иной социальной группы.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 39-40.

Понятие: