Неоплатонизм (Кузнецов, 2007)
НЕОПЛАТОНИЗМ - направление древнегреческой философии III—VI вв., впитавшее многие элементы предшествующих систем, в первую очередь платонизма, а также испытавшее влияние различных мистических традиций. Н. возник в школе мыслителей, работавших над примирением взглядов Платона и Аристотеля. Основная метафизическая проблематика Н. связана с обоснованием учения о возникновении сущего из Единого, которое признавалось сверхсущей, т.е. непричастной сущему первопричиной бытия. На этой основе оформилось апофатическое учение о постижении Первоединого.
Основными началами космологии Н. являются обозначенные уже Платоном Единое, Ум, Душа.
Зачинателем Н. считается Аммоний Саккас (ум. ок. 242 г.), не оставивший письменных трудов. Он выдвигал требование согласования платонизма и аристотелизма, подверг критике стоические учения о телесности души и создал учение о единстве духовного начала, которое делится только нисходя в смертные тела.
В историческом развитии Н. можно выделить следующие этапы и школы.
Римская школа (III в.), создавшая теоретическую систему Н.; основатель — Плотин, имя которого стало символом, неоплатонические традиции и влияние которого можно проследить на протяжении всей истории европейской философии. Учеником Плотина был Порфирий — автор Введения и Комментария к «Категориям» Аристотеля, в которых поставлен вопрос о природе общих понятий, явившийся источником средневекового спора об универсалиях.
Малоазиатский Н. (IVв.), не отказываясь от теоретических построений, был сосредоточен на мистической практике. Представлен двумя школами: сирийский Н. (Ямвлих, Феодор Асинский, Сопатр Апамейский, Дексипп) и пергамский Н. (Эдемий Каппадокийский, Юлиан, Саллюстий).
Систематизаторский этап (V—VI вв.) представлен афинской и александрийской школами. В афинской школе (Плутарх, Сирион, Прокл, Дамаскин, Симпликий) преобладали теоретические интересы. В 529 г. император Юстиниан запретил преподавание Н. и закрыл именно эту школу. Александрийская школа (Гипатия, Асклепиодот, Аммоний, Иоанн Филофон, Олимпиодор) частично утеряла специфически языческий характер: на почве исследований в области логики и науки происходило сближение неоплатонических и христианских идей.
Латинский Н. (IV-VI вв.) своими переводами греческих сочинений на латынь и их комментариями прокладывал античной философии путь в средние века. В дальнейшем христианский Н. в западноевропейской философии имел своим источником сочинения Августина, Боэция и других латиноязычных неоплатоников (Халкидий, Викторин, Макробий, Марциан Капелла), а с IX в. — Эриугены, который перевел на латинский язык Ареопагитики.
Традиции Н. прослеживаются и в восточной патристике в сочинениях Иустина, Климента Александрийского, Оригена, каппадокийцев и особенно в Corpus Areopagiticum и комментариях к нему, подготовленных Иоанном Скифопольским и Максимом Исповедником. В XI в. Михаил Пселл возобновил преподавание Н. в Константинополе.
Влияние Н. прослеживается у ряда мыслителей эпохи Возрождения (Николай Кузанский, Ф. Патриццы, Дж. Бруно) и Нового времени (кембриджские платоники, Спиноза, Лейбниц, Беркли). В XX в. традиции Н. оказались наиболее близкими русской философии всеединства.
Литература:
Прокл. Первоосновы теологии. Гимны. М., 1993;
Адо П. Плотин, или Простота взгляда. М., 1991;
Блонский П.П. Философия Плотина. М., 1918;
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980;
Лосев А.Ф. Философская проза неоплатонизма. История греческой литературы. М., 1960;
Idem. Texts and Studies in Neoplatonism and Byzantie Literature. Amsterdam, 1980;
Gersh St. Middle platonism and neoplatonism: The latin tradition. Notre Dame, 1986;
Westerink L.G. Texts and studies in Neoplatonism and Byzantine literature. Amst., 1980.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 354-355.