Апперцепция (Кузнецов)

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad - к, на, при и perceptio — восприятие) — понятие философии и психологии, впервые существенным образом использованное Г.В. Лейбницем, который обозначал им осознанное, отчетливо выраженное восприятие в отличие от бессознательного (малого) восприятия. По Лейбницу, А. является «самым ценным достоянием души», и игнорирование различия бессознательных и осознанных восприятий ведет к «беспомощной, неблагодарной и несерьезной философии». Кант под А. понимал «сознание самого себя» и различал эмпирическую и чистую (первоначальную) А. Осознанное внутреннее восприятие самого себя, собственных состояний сознания называется эмпирической А., или внутренним чувством. Этот вид А. сопровождает различные разрозненные представления, не имеет отношения к сущности Я, не может служить основанием тождества субъекта самому себе. Чистая А. порождает представление «я мыслю», сопровождающее все остальные (в том числе эмпирические) представления и являющееся одинаковым в сознании любого субъекта. Сознавая эмпирические представления, мы одновременно осознаем и себя сознающими их. Вместе с тем мы осознаем свое Я как сохраняющееся в потоке восприятий и находящееся вне времени, и это задает единство многообразию наших состояний. Данное единство Кант называет трансцендентальным единством А. Оно делает возможным априорное синтетическое познание. Зная чистые формы синтеза, категории, мы способны априорно представлять законы, которым неизбежно должны подчиняться явления как предметы возможного опыта, т.к. в противном случае они просто не дойдут до эмпирического сознания, т.е. не будут восприняты. Понятие «трансцендентальное единство А.» послужило отправным пунктом наукоучения Г. Фихте.

Дальнейшая эволюция понятия «А.» была связана с прикладными и практическими задачами прежде всего в области педагогики и психологии. В педагогическом аспекте кантовское учение об А. было разработано И.Ф. Гербартом. Воспитание человеческой личности, осознающей собственное Я, возможно при учете предыдущего положительного опыта человечества, который является принципом обеспечения единства сознательного восприятия (А.) достижений культуры. В психологии категория «А.» была использована В. Вундтом, который всю психическую деятельность человека связывал с осознанием самого себя и всего потока обрабатываемой им эмпирической информации. В XX в. понятие «А.» часто сводилось к понятиям «гештальт» и «установка» и перестало выполнять философскую функцию.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 32-33.

Сравни с определением понятия перцеция.

Понятие: