Антроподицея (Кузнецов, 2007)

АНТРОПОДИЦЕЯ (от греч. ἄνθρωπος - человек и δίκη — справедливость) — оправдание человека, религиозно-философское учение, цель которого — разрешение противоречия между идеей творения человека по образ) и подобию Божьему и фактом наличия в Hev злой воли, а также обоснование пути «одухотворения твари», т.е. примирения человека с Богом. В строгом смысле слова А. - продукт христианской мысли. Согласно хри-стианской традиции, человек был сотвореь совершенным по своей природе, однако грехопадение привело его на путь зла, вследствие чего он разорвал свою связь с Богом v погряз в грехе, что привело к гибельным последствиям не для его собственной природы но и для тварного мира в целом. Только благодаря «вочеловечиванию» Иисуса Христ; становится возможным возрождение людей оправдание их перед Богом. Образ Божш присущ от рождения всем индивидам, подо бие же Божие приобретается путем добро вольного следования за Христом, всегда через «рвение», «подвиг», «лотовый труд» и т.п. В связи с этим уже в патристике возникав проблема соотношения благодати и свобод ной воли индивида. Пелагий и его сторонни ки считали, что и после грехопадения чело век имеет «возможность не грешить», поскольку обладает свободной волей, благодать при этом воспринимается лишь как вспомогательное средство достижения праведной жизни, без которого в принципе можно обойтись. Пелагию противостоял Августин, утверждавший, что в человеке господствует греховное начало и что он не может преодолеть его собственными усилиями. Возрождение индивида возможно только посредством благодати, которая действует непреодолимо, побеждая даже его злую волю. При этом «дар благодати» обретается исключительно по Божественному предопределению, независимо от воли человека и «помимо всяких его заслуг». Православие избрало средний путь, согласно которому «благодатная сила Божия» является необходимым условием оправдания человека, но без его собственных усилий оно состояться не может.

Одним из важнейших для А. является вопрос о смысле человеческой жизни. Согласно христианству, высший смысл и значение земного существования индивида — в надежде на загробное воздаяние. Антагонизм земного существования и «небесных целей» индивида разрешается путем подчинения низшего (материального) высшему (духовному) началу. Отвергая католическую сотериологию с ее учением о «сверхдолжных делах» и протестантскую с ее тезисом о предопределении Богом одних людей к спасению, других к наказанию помимо их воли, православие отстаивает идею обожения. Обоженк" предполагает не теоретическое принятие христианства, а совпадение энергий Бога и человека, т.е. «синергизм». Его следствием становится «вхождение в истину», «жизнь в истине», что сопровождается изменением всех сторон бытия личности: раскрываются зало-женные в человеке духовные потенции и она делается «соработником Христу».

Проблемы А. в русской религиозной философии разрабатывались Н. Бердяевым, С. Булгаковым, В. Несмеловым, В. Соловьевым, П. Флоренским и др. В отечественной традиции выделяются два основных подхода к оправданию человека. Один — экзистенциальный (Несмелов, Бердяев), при котором человек рассматривается как своеобразный «первоатом», чья деятельность первична по отношению к социальной сфере, любому социальному институту. В своем «стремлении к богоподобию» индивид преодолевает свою ограниченность и частично освобождается от «господства злого начала». Однако реализация высших духовных потенций человека невозможна в его земном существовании, она осуществима лишь в эсхатологической перспективе. Второй подход базируется на принципах «философии всеединства» и связанном с ними учении о софийности мира. Софийность находит свое проявление в реальном человечестве, в исторической церкви, пробуждая в людях духовную энергию, обеспечивающую связь между тварью и Богом. Человек и после грехопадения не отрывается от своего «софийного корня» и в силу этого становится «проводником всеединяющего божественного начала в стихийную множественность». Одухотворение тварного мира, соединение божественного и человеческого в богочеловечестве и есть путь А., однако полное торжество софийности осуществимо лишь «в конце времен».

Литература:

Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996;

Русская религиозная антропология. Т. 1, 2. М., 1992.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 24-25.

Понятие: