Антитринитарии (Кузнецов, 2007)
АНТИТРИНИТАРИИ - в широком смысле противники тринитарной христианской церковной догматики, в узком — представители протестантских течений, не принимающие тринитарный догмат. Древнейшими антитринитарными учениями считаются взгляды монархиан (динамистов и модалистов) и евионитов (II—III вв.), признававших верховенство Бога-Отца над остальными неравными Ему и подчиненными Ему ипостасями. Монархиане-динамисты (например, Павел Самосатский, III в.) видели в Иисусе Христе лишь человека, в котором действует одна из сил Бога-Отца — Слово. Монархиане-модалисты (Праксей, Ноэт Смирнский, Савеллий) верили, что на земле воплотился сам Бог-Отец. Их называли патрипассианами (от лат. patris passio — страдания отца), поскольку, по их взглядам, на кресте страдал Сыно-Отец, обнаруживающий свою единую ипостась в различных формах (доел, «схемах» — греч. …). Савеллий (III в.) полагал, что Отец, Сын и Дух — «личины, наружности» (греч. npocramov) одной божественной монады и в ветхозаветную эпоху Бог с людьми говорил под видом Отца, (Сына и Духа тогда еще не было), в новозаветную — под видом Сына, а настанет время, когда и Дух, как уже это сделали первые два лица, растворится в монаде. После Никейского собора (325) антитринитарные идеи продолжали высказывать в первую очередь Арий и его последователи (например, аномеи — евномиане) (см. подробнее: а) Боло-тов В. В. Лекции по истории древней Церкви. В 4-х т. СПб., 1907-1917 (репринт. М., 1994); б) Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Тринитарный вопрос. Сергиев Посад, 1914 (репринт. М.,б/г); в) Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994;г) Гусев Д. Ересь антитринитариев третьего века. Казань, 1872). Древнейшие формы антитринитаризма просуществовали вплоть до V в.
В эпоху Реформации А. предпочитали называть себя унитариями. В то время как подавляющее большинство протестантских деноминаций и общин признали непреложность догмата о Троице: Бог един по существу, но троичен в Лицах (которые имеют собственные ипостасные свойства), А. видели в этом догмате отступление от последовательного монотеизма и пытались текстологическими (анализируя Священное Писание) и рациональными доводами его опровергнуть. Итальянские А., преследуемые инквизицией, были вынуждены сначала эмигрировать в Швейцарию и Германию, а затем (в конце XVI в.) в Польшу, где образовалась община социниан (по имени ее основателя Фауста Социна). Социниане отвергали всю тринитарную догматику, но поклонялись Иисусу Христу как Богу, а Дух Святой почитали как Божественную силу. Иисуса Христа А.-социниане считали абсолютным человеком, исходя из идеи, что, будь Христос Богом, Он не смог бы служить примером людям. Социниане изложили свое вероучение в так называемом раковском катехизисе, вышедшем в 1605 г. В середине XVII в. социниане обосновались в Трансильвании, Пруссии и Англии. Последовательный антитринитаризм может либо эволюционировать в сторону жесткого монотеизма, либо трансформироваться в пантеизм (панентеизм, деизм) или политеизм (супремотеизм).
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 21.