Антиномия (Кузнецов)

АНТИНОМИЯ (греч. avrivonia - противоречие закона самому себе) — логически невозможное соединение двух противоречащих друг другу высказываний относительно одного и того же предмета мысли. Первоначально этот термин означал внутреннюю противоречивость отдельного юридического закона. Идея А. была использована в учениях Гераклита и Платона, существенно применена в апориях Зенона. Как философское понятие определяется у Канта в «Критике чистого разума». А., согласно Канту, неизбежно возникают в человеческом уме вследствие стремления осмыслить конечный мир опыта с помощью понятий абсолютного и бесконечного. Этих А. четыре: а) мир имеет начало во времени и заключен в пространственные границы. — Мир не имеет ни начала во времени, ни границ в пространстве; б) всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из него. — Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в нем не существует ничего простого; в) причинность по законам природы недостаточна для объяснения всех явлений, для их объяснения необходимо признать еще и свободную причинность. — Нет никакой свободы, все в мире происходит исключительно по законам природы; г) в мире есть нечто, что либо как часть мира, либо как его причина есть безусловно необходимая сущность. — Не существует никакой безусловно необходимой сущности ни в мире, ни вне мира в качестве его причины. Излагая доказательства как тезисов, так и антитезисов, Кант подчеркивает, что они не являются софизмами, однако могут быть отвергнуты при изменении посылок. Доказательства ведутся от противного, например, если допустить, что мир не имел начала во времени, то до настоящего момента прошла бесконечность, однако бесконечность не может пройти, стало быть, сделанное допущение противоречиво, и истинно противоположное: мир имел начало во времени и т.п. Ключ к разрешению А. — трансцендентальный идеализм как учение о субъективной природе пространства и времени и различении явлений и вещей самих по себе (феноменов и ноуменов).

Концепция Канта в значительно измененном виде легла в основу разработки диалектической логики Гегелем. Противоречия, по Гегелю, возникают не в результате неудачного применения абстрактных категорий к конкретной реальности, а являются объективными и необходимо присущими развивающемуся духу, бытию и мышлению. Поэтому противоречие недостаточно понимать только как А. Антиномический характер развития свидетельствует о диалектически противоречивой его сущности. Проблема А. не утратила своего значения в философских исканиях XX в., она широко используется в методологии науки, где А. используются при исследовании развития научного знания (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун и др.).

Литература:

Кант И. Критика чистого разума. Соч. Т. 3. М., 1964;

Гегель Г. Наука Логики. Т. 1.М., 1970;

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983;

Структура и развитие науки. М., 1978;

Кун Т.С. Структура научных революций. М., 1975.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 20.

Понятие: