Анимизм (Кузнецов, 2007)

АНИМИЗМ (от лат. anima, animus — душа, дух) - вера в души и духов. Впервые в этом значении термин был использован английским этнографом Э. Тайлором для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Согласно теории Тайлора, эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд их возник как результат размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Для объяснения этих явлений «первобытный философ» вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и время от времени его покидающей. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.п. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями и т.п. Отсюда возникает полидемонизм — вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, умерших предков, которая в дальнейшем трансформировалась в политеизм, а затем и в монотеизм. Основываясь на древности и широкой распространенности в первобытной культуре анимистических верований, Тайлор выдвинул формулу: «Анимизм есть минимум определения религии». Эту формулу использовали в своих построениях многие философы и религиоведы, однако при обсуждении тайлоровской концепции А. выявились и ее слабые стороны. Главным контраргументом были этнографические данные, которые свидетельствовали, что религиозные верования так называемых примитивных народов зачастую не содержат в себе элементов А. Такие верования были названы «преанимистическими». Кроме того, было обращено внимание на то, что тайлоровская теория, согласно которой А. коренится в ошибочных рассуждениях «философствующего дикаря», не учитывает социальных и психологических причин религиозных верований. Несмотря на признание многих положений концепции Тайлора устаревшими, современные философы и религиоведы продолжают пользоваться термином «А.» и признают, что анимистические верования составляют весьма существенную часть во всех религиях мира.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 19-20.

Понятие: