Анвикшики
АНВИКШИКИ (санскр., букв.: смотреть вслед, исследовать; рационально-логическое знание, философия) — в Древней Индии понятие, означающее рациональное философствование, рефлексию над чувственным опытом и данными традиции. До I в. оно употреблялось в различных направлениях мысли (санкхье, йоге, локаятё), но с возникновением ньяи как системы логики стал ма-лоупотребительным. А. по-разному трактовалось в древних памятниках. В «Законах Ману» (см. Смрити) А. — дисциплина для познания атмана (атма-видья), т.е. раздел религиозной доктрины. В «Артхашастре», трактате о политике, А. выступает как самостоятельная наука, не зависящая от религиозного учения. В современной литературе развернулась полемика по вопросу об эквивалентности индийского понятия «А.» европейскому понятию «философия». Положительно в основном отвечают на этот вопрос Г. Якоби, О. Штраусе, Д. Чаттопадхьяя; подводя итог данной дискуссии, с ними солидаризируется В.К. Шохин. Отвергают такое отождествление, усматривая в нем европоцентристские мотивы, М. Винтерниц, П. Хакер, В. Хальбфасс, В.Г.Лысенко.
Литература:
Атрхашастра, или Наука политики Каутильи: Пер. с санскр. М.— Л., 1959;
Законы Ману: Пер. с санскр. М., 1960;
Jacobi Н. Friihgeschichte der indischen Philisophie/Sitzungsberichte der Koniglichen Preussischen Akademie der Wissenschaften. В., 1911;
Winternitz M. Anvlk$iki und Atmavidya //Indologia Pragnesia. 1921. № 1;
Hacker P. AnvTk$ik7/KleineSchriften. Wiesbaden, 1978;
Лысенко В.Г. Анвикшики и дхарма: философия и религия в Индии / Методологические проблемы изучения философии зарубежного Востока. М., 1986;
Шохин В.К. Брахманистская философия. М., 1994.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 18-19.