Абхидхарма (Кузнецов, 2007)

АБХИДХАРМА (санскр.), абхидхамма (пали) (букв.: высшая дхарма, или разъяснение учения; по определению индийского философа Васубандху — «чистое знание», или размышление о дхарме и нирване) — термин, обозначающий: а) третий и последний раздел «Трех корзин» буддийского канона «Абхидхармапитака» (Корзина, содержащая разъяснение дхармы); б) буддийское учение о дхармах и нирване; в) жанр религиозно-философской литературы (он развивается, в частности, в сочинениях Васубандху «Абхидхармакоша», «Шарипутра-абхидхарма» школы дхармагуптака, «Самматия-шастра» школы самматия и «Сатьясиддхи» школы саутрантиков (сохранилось в китайском переводе). В отличие от сутр, считающихся изречениями самого Будды, абхидхармические сочинения почти во всех школах буддизма представляют собой толкования доктрины основателя религии его учениками. Иногда йогачары называли свои сочинения А. независимо от их содержания. Махаянисты называли А. многие свои тексты, включая праджнямаритские сутры. В Китае и Тибете к А. относят «Бриллиантовую сутру». Основной предмет этих сочинений — учение об освобождении от страданий (сотериология). Их авторы были убеждены, что достижение такого состояния возможно как результат правильной интеллектуальной установки. Поэтому такие попытки оцениваются как рациональное обоснование буддийских истин. В истории буддизма традиции А. противостоит традиция праджня парамитской литературы (от санскр. праджня - совершенная мудрость), авторы которой считали, что истинная мудрость — результат не правильной интеллектуальной позиции, а практики сострадания; г) особый метод изложения буддийского учения, рассчитанный на теоретически подготовленных адептов.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 1.

Понятие: