Душа в представлении византийцев
ДУША — нематериальная основа бытия человеческой личности, непосредственно созданная Богом и получившая божественные совершенства: безусловное единство, духовность, разумность, дар слова, свободу, бессмертие, самобытность. Душа человека принципиально отличается от души животного, не имеющей по своей природе непосредственного отношения к Богу и, соответственно, духовных способностей. Каждая человеческая душа самоценна и несравнима с душой любого другого человека. Душа органически связана с телом, и святитель Григорий Палама указывал, что душа содержит тело, с которым она создана, и находится не в каком-либо месте тела, а повсюду в нем, не как охваченная им, а как содержащая, охватывающая и животворящая его. Душа способна воспринимать различные духовные энергии извне, стремиться под влиянием Божией благодати к добру или по внушениям злых демонов ко злу. По утверждениям учителей Церкви, признаками благодатных энергий, действующих в душе, являются умиротворенность, ясность, чистота, умиление, покой и душевная гармония; в то же время смутность, путаность, страстность, внутренняя неустойчивость, уныние — признаки демонических внушений. Между двумя этими влияниями колеблется человеческое естество, воля и мысль человеческой личности. При этом человек способен стать духовным существом, победить животные инстинкты, бесовские побуждения и достигнуть преображения своей телесной природы, проникнувшись благодатными дарами Святого Духа через очищение и просвещение на пути молитвенного подвига, милосердия и участия в мистической жизни Церкви.
Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 306-307.