Онтологическое доказательство
ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (ONTOLOGIQUE, PREUVE -). Одно из трех традиционных доказательств бытия Божия, выводящее существование Бога из самой его сути или определения. В самом деле, что такое Бог? Высшее существо («такое существо, выше которого, — говорит св. Ансельм (187), — нельзя себе представить ничего»), предельно совершенное (Декарт) и абсолютно бесконечное (Спиноза, Гегель). Если бы Бога не существовало, он не был бы ни величайшим, ни совершеннейшим, ни абсолютно бесконечным. Следовательно, он существует по определению: осмысление Бога (его понимание как высочайшего, совершеннейшего, бесконечного и т. д.) равнозначно признанию его существования. Понятие Бога, сказал бы Гегель, «включает в себя его бытие». Бог — единственное существо, которое существует уже потому, что такова его сущность.
Это красивое доказательство, красивое в первую очередь своей простотой, но, чтобы быть убедительным, оно слишком красиво и слишком абстрактно. Оно предлагает нам перейти от мышления прямо к бытию, тогда как это возможно только через опыт. Но в том-то и дело, что, если бы мы знали о существовании Бога из опыта, нам не понадобились бы никакие доказательства его бытия. А до тех пор, пока такого опыта у нас нет, ни одно доказательство решительно невозможно. Бытие не есть предикат, поясняет Кант, который можно добавить к концепту или вывести из него. Вот почему для доказательства бытия Божия недостаточно дать его определение — как недостаточно дать определение богатства, чтобы стать богачом. Если бы Кант жил еще и сегодня, он мог бы сказать, что в сотне реальных евро нет ничего такого, чего не было бы в сотне возможных евро: концепт в обоих случаях один и тот же. Но имея в кармане сто реальных евро, я богаче, чем тот, у кого есть лишь концепт или определение этой сотни. То же самое можно сказать и о Боге — концепт Бога остается одним и тем же независимо от того, существует Бог или нет, следовательно, наличие этого концепта не может служить доказательством его бытия.
Примечания
187. Ансельм Кентерберийский (1033-1109)—теологи философ, представитель ранней схоластики августиновского направления, церковный деятель. Автор «онтологического доказательства» бытия Божия. Видел в вере предпосылку рационального знания («верую, чтобы понимать»).
Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 373-374.