Критический рационализм (Фролов, 1991)

КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ— направление в современной европейской и американской. философии, основные принципы которого сформулированы Поппером (ему же принадлежит сам термин Критический рационализм). Основные представители — У. Бартли, И. Лакатос, Дж. Агасси, Фейерабенд, Дж. Уоткинс, Г. Альберт, X. Шпинер и др. Критический рационализм не представляет собой четко очерченной философской доктрины; нередко для его обозначения используются другие названия — критический эмпиризм, критицизм, фальсификационизм; его отдельные сторонники (например, Фейерабенд) эволюционировали от активной защиты Критического рационализма к его резкой критике, др. его представители (например, Лакатос), хотя и разделяют принципы Критического рационализма, но стремятся не причислять себя к этому философско-методологическому направлению. Критический рационализм претендует на выработку принципов рационального объяснения знания, человеческих действий, социальных идей и институтов и т. п. на основе их критики и совершенствования. В социальной философии Критический рационализм является разновидностью буржуазного реформизма. Свои основные принципы Критический рационализм стремится противопоставить традиционным философским позициям: в противоположность скептицизму и догматизму выдвигается принцип фаллибилизма — признание принципиальной гипотетичности любого научного знания; в противоположность стремлению оправдать и обосновать формальную истинность научного знания формулируется идея методологического рационализма — возможности определить на основании критического рассмотрения, в какой степени те или иные гипотезы более предпочтительны по сравнению с др., и наконец, в противовес инструментализму выдвигается утверждение о возможности описания научным знанием реальности. В Критическом рационализме нашло выражение осознание некоторыми современными буржуазными философами недостаточности формально- структурного подхода к науке. Подчеркивая целостность научного знания, взаимозависимость уровней наблюдения и теории, органическую «вплетенность» науки в культуру, ее пронизанность философскими и ценностными установками, представители Критического рационализма пытаются строить историко-культурологические и междисциплинарные модели научного знания, рассматривают его как непрерывный критический диалог между различными типами научных теорий, между наукой и ненаукой. Исходные принципы Критического рационализма как одной из форм постпозитивистской философии привели его представителей к отказу от определения объективной истины и ее критериев, к признанию культурологического плюрализма и релятивизма. В рамках Критического рационализма не удалось выработать критериев различения рационального от иррационального, научного от ненаучного.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 208.