Конфуцианство (Фролов, 1991)
КОНФУЦИАНСТВО — одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. Основоположник конфуцианства — Конфуций (551 — 479 до н. э.), взгляды которого были изложены его последователями в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Центральное место в учении Конфуция занимает концепция «жэнь» («человеколюбие»), представляющая собой систему идей «чжун» («преданность государю»), «и» («верность долгу»), «сяо» («сыновняя почтительность»), «куань» («великодушие»), «ди» («уважение к старшим») и др. Согласно Конфуцию, судьба человека определяется «небом», и то, что люди делятся на «благородных» и «низких», не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий — вышестоящему. Видным последователем Конфуция был Мэнцзы, связывавший социальное неравенство с «небесной волей». Другие сторонник конфуцианства, Сюньцзы, создал материалистическое учение, по которому «небо» представляет собой часть природы и лишено сознания. Человек, познав законы (дао) вещей, должен использовать их в своих интересах. Однако ведущим направлением в конфуцианстве было оправдание господства привилегированных классов и восхваление «небесной воли», что послужило основой для создания Дун Чжуншу (2 век до н. э.) конфуцианской ортодоксальной доктрины. В 11 —12 веках в лице Чжу Си и др. Конфуцианство получает философское обоснование в так называемом неоконфуцианстве, которое учило, что в вещах есть два начала: ли — разумная творческая сила и ци — пассивная материя. Первое образует в человеке положительное качество — стремление к добру, а второе — отрицательное — подчинение чувственным соблазнам. В духе субъективного идеализма обосновывал К. Ван Янмин (1472— 1528). На протяжении многих веков Конфуцианство было господствующей идеологией феодального Китая.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 203.