Категории (Фролов, 1991)

КАТЕГОРИИ (греч. kategoria — высказывание, свидетельство) — формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления. Истоки учения о категориях уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в разработке философских категорий принадлежит Аристотелю. Уже для него проблема категорий выступила как проблема соотнесения содержания высказываний о некотором сущем с самим этим сущим. С его точки зрения, в высказываниях связываются понятия («роды» и «виды»), выражающие общее в предметах, и только с их помощью мы понимаем друг друга, когда говорим о единичных предметах. Аристотель высоко оценивал познавательное значение категорий. Однако активность человека в процессе познания, благодаря которой общие понятия («роды» и «виды») соотносятся с единичными предметами, он рассматривал как чисто духовную. В новое время учение о категориях развивали представители нем. классического идеализма. Для Канта категории — это всеобщие формы, в которых мы мыслим все воспринимаемое, априорные (до-опытные) формы рассудка, упорядочивания нашего опыта. Гегель понимал категории как развивающиеся способы полагания абсолютным духом своего предмета, всеобщие формы его саморазвития и самоопределения, как «прочные узлы, служащие опорными и направляющими пунктами его» (духа или сознания) жизни (цит. по: Ленин В. И. Т. 29. С. 85).

Для Гегеля категории в своем самодвижении осуществляют себя только как духовные формы любого предметного содержания. Взаимосвязь К. в конечном счете задает тон и ритм истории, превращающейся в их воплощение. В современной западной философии, особенно в неопозитивизме, К. или игнорируются, или рассматриваются как чисто субъективные и «удобные» формы организации человеческого опыта, «вместилища» данных опыта, определенные языковые образования. В некоторых направлениях идеалистической философии (неотомизм, персонализм и т. д.) К. относят к чисто духовным трансцендентным сущностям. С точки зрения марксистской философии К. сформировались в процессе исторического развития познания, общественной практики. Их основой служит не активность духа, а развитие способов предметной деятельности человека, способов общения. Основные К. диалектического материализма — материя и движение, время и пространство, качество и количество, мера, единичное, особенное и всеобщее, противоречие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и др. В своей необходимой взаимосвязи К. образуют систему, воспроизводящую объективную, исторически развивающуюся взаимозависимость всеобщих способов отношения человека к миру, в которых отражаются формы бытия природы и общественной жизни. Основным принципом построения системы К. является единство исторического и логического, движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. К. марксистской философии, как и любой др. науки, не составляют замкнутой, неизменной системы. В связи с развитием деятельности человека, в процессе которой он преобразует мир и познает его, число и содержание К. обогащается. Выражая существенные связи развивающейся действительности, законы движения природы, общества и мышления, они должны быть такими же подвижными, гибкими, как и отражаемые ими явления. 

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 184-185.

Понятие: