Забота (Фролов, 1991)

ЗАБОТА — специфически человеческий вид активности, заключающийся в обеспечении выполнения запланированных действий, достижения намеченных целей, создании и поддержании условий, благоприятствующих желательному развитию событий. 3. является атрибутивным признаком сознательной и целенаправленной деятельности человека, без которого последняя утратила бы своеобразный характер и перестала отличаться от инстинктивной деятельности животных. 3. о будущем, с одной стороны, выступает как причина целенаправленной деятельности, результаты которой человек получит лишь в последующем, а с другой стороны, 3. способствует тому, что человеку удается доводить до конца свои начинания, не бросать начатое недоделанным и тем самым обеспечивать свои жизнь и развитие. 3. в определенном смысле является источником и гарантом свободы, ибо, только заботясь о достижении поставленных целей, человек преодолевает «фаталистическую» предопределенность природных и социальных процессов, познает и начинает использовать объективные законы природы и общества (Свобода и необходимость). В стоицизме (например, в моралистике Сенеки) развивалось то представление, что 3. «вырабатывает» добро в человеке, ведет последнего по пути нравственного самосовершенствования к такому состоянию, когда он получает возможность реализовать свои внутренние потенции, т. е. становится свободным. В современной философии наиболее развитую и оригинальную концепцию 3. создал Хайдеггер, который понимал 3. как структуру целостного человеческого бытия, состоящую из трех моментов: «бытия-в-мире», «забегания вперед» и «бытия-при-внутримировом-сущем». Первый момент означает изначальную «заброшенность» человека в мир, неразрывность человеческого бытия и мира, единство субъективного и объективного. Второй — то, что человек «не есть то, что он есть» в настоящий момент, а есть «проект» самого себя; что будущее, будучи «причиной» человека, «втягивает» его в себя. Третий — то, что человек не отчужден и не противопоставлен всему внешнему миру как чему-то чуждому, а находится в своеобразном единстве с очеловеченной (субъективизированной) частью мира, относится к ней как к «сподручному». Каждый из моментов 3. у Хайдеггера является также и одним из модусов времени: первый — прошлого, второй — будущего, третий — настоящего. Этот подход ведет к отказу от представления о времени как объективной реальности и рассмотрению его в качестве особого феномена «временности».

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 141-142.

Понятие: