Европоцентризм (Фролов, 1991)
ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ в философии и культуре — концепция, согласно которой развитие подлинных ценностей науки, искусства, философии, литературы и т. д. происходит только в Европе. Истоки европоцентризма можно видеть в противопоставлении греко-римской цивилизации «варварам». В средние века европоцентризм был присущ идеологии католицизма, рассматривающей Рим и папство в качестве духовного центра земли. Раннебуржуазный европоцентризм также имел религиозную подоплеку и зачастую маскировал колониалистские устремления капиталистических стран Европы. Идеи европоцентризма были свойственны философии Гегеля, представлявшего Прусскую империю воплощением свободы и истинной культуры, взглядам фр. историка Ж. Мишле, игнорировавшего неевропейскую культуру, и др. Определенное преломление идеи Е. получили в теориях Шпенглера и Тойнби, отрицающих преемственность и возможность связей между автономными культурами. Своеобразной реакцией на эту концепцию были востоко- центризм, утверждающий заимствованный, нетворческий характер европейской культуры, теория негритюда о превосходстве ценностей негритянской культуры и т. п. Передовые мыслители Европы, начиная с просветителей, критически относились к Е., выдвигали идеи о единой общечеловеческой и культурной истории. Продолжая в вопросе об общекультурном прогрессе линию Монтескье, Вольтера, Гердера, Гёте и др., Маркс и Энгельс отметили, что «плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература» (Т. 4. С. 428). Это положение является методологической основой критики как Е., так и др. концепций культурной исключительности отдельных народов или регионов.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 133-134.