Видимость (Фролов, 1991)
ВИДИМОСТЬ (кажимость) — понятие, выражающее момент обманчивости в восприятии объекта или явления. Видимость имеет двоякий источник. С одной стороны, это совокупность объективных характеристик предмета или процесса на уровне явления, с другой — способ объяснения этих характеристик субъектом или их преобразование в процессе получения информации о них. Например, в результате различных коэффициентов преломления светового луча в воздухе и воде палка, опущенная наполовину в воду, кажется надломленной. Тот факт, что в условиях капитализма владелец банковского вклада получает процент, владелец завода — прибыль, а владелец земли — ренту, в силу его привычности трансформируется в сознании в видимость того, что эти формы доходов не связаны друг с другом и что земля порождает ренту, предприятия — прибыль, а денежный вклад — процент, в то время как на самом деле во всех этих случаях мы имеем дело с формами присвоения неоплаченного труда рабочих. Задача исследования часто состоит в анализе механизма возникновения видимости, в поисках ее корней и правильном объяснении явления, в переходе от видимости через явления (связь явлений) к сущности.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 65-66.