Номинализм (Конт-Спонвиль)

НОМИНАЛИЗМ (NOMINALISME). Учение, утверждающее, что общие идеи существуют только в виде слов, которые их обозначают. Это значит, что существуют только индивидуумы, что обобщения (универсалии, как их называли в средние века) существуют только в языке и благодаря языку. Таким образом, номинализм противостоит реализму (в смысле реализма идей, свойственного, к примеру, Платону или Гильому де Шампо (177)), причем это противостояние прослеживается начиная с античности. «Лошадь я вижу, — говорит Антисфен (178), — а вот лошадности не вижу». Номинализм отличается также от концептуализма, согласно которому общие идеи существуют только у нас в уме, однако не сводимы к простым знакам, используемым для их обозначения. Впрочем, различие между номинализмом и концептуализмом носит не столь принципиальный характер: оба учения утверждают исключительное существование индивидуумов, во всяком случае вне человеческого разума. Именно поэтому граница между первым и вторым часто выглядит размытой (в частности, специалисты до сих пор не пришли к единому мнению относительно Уильяма Оккама — отнести ли его к номиналистам или к концептуалистам); при этом и первое и второе решительно противостоят реализму идей.

В XI веке идеи номинализма высказал Росцелин (179), в XIV — Уильям Оккам (180), позже их придерживались Гоббс (181), Юм и Кондильяк, а сегодня разделяют большинство эмпириков. Если идеи не существуют сами по себе, значит, познание возможно только через опыт и даже сама логика есть не более чем удачно сконструированный язык (логика упорядочивает идеи только потому, что в первую очередь упорядочивает знаки). С номинализмом, правда в иной проблематике, смыкается и материализм. Если все существующее есть материя, значит, идеи не могут существовать сами по себе; они существуют только в мозгу и образуются посредством указывающих на них знаков. С этой точки зрения материализм являет собой радикальный монистический номинализм: существуют только индивидуумы, и все они — материальны.

Примечания

177. Гильом де Шампо (ок. 1068-1121) — он же Гильом с Каталаунских полей — французский мыслитель, представитель классической (средневековой) схоластики, учитель Пьера Абеляра. Возглавлял знаменитую кафедральную школу при соборе Парижской Богоматери, занимался разработкой этических идей в рамках созерцательной философии на основе идей бл. Августина.

178. Антисфен из Афин (ок. 450 — ок. 360 до н. э.) — древнегреческий философ, основатель школы киников, ученик Горгия и Сократа. Вел аскетический образ жизни и проповедовал отказ от каких-либо потребностей (автаркию).

179. Иоанн Росцелин (ок. 1050 —ок. 1120) — французский философ и теолог, главный представитель раннесхоластического номинализма.

180. Уильям Оккам (ок. 1285—1349) — английский философ-схоласт, логик и церковно-политический писатель, главный представитель номинализма XIV в., францисканец. Сформулировал принцип, названный «бритвой Оккама», согласно которому понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки.

181. Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ, создатель первой законченной системы механистического материализма. Считал геометрию и механику идеальными образцами научного мышления, а природу — совокупностью протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением. Государство уподоблял мифическому библейскому чудовищу Левиафану и видел в нем результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию «войны всех против всех».

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 358-359.

Понятие: