Неповиновение
НЕПОВИНОВЕНИЕ (DESOBEISSANCE). Отказ подчиняться законной власти. Неповиновение может выступать лишь в качестве исключения (иначе ни от власти, ни от законности не останется ничего), но это исключение необходимо (иначе ничего не останется от свободы). Если я отказываюсь подчиниться напавшему на меня хулигану или попирающему мою свободу тирану, это не неповиновение, а схватка, бунт или война, т. е. естественное состояние. Неповиновение возникает лишь в том случае, если я нарушаю закон, легитимность которого признаю. Почему же тогда я его все-таки нарушаю? Чаще всего из эгоизма (закон противостоит моим интересам), иногда — из чувства долга (закон возмущает мою совесть). Это ставит перед нами проблему гражданского неповиновения, одновременно указывая единственный путь ее решения. Речь идет вовсе не о том, хорош или плох закон. Если бы каждый гражданин подчинялся только тем законам, которые лично он считает справедливыми, не было бы ни республики, ни законов, ни гражданства. Истинная проблема заключается в том, считаем ли мы возможным в данных конкретных обстоятельствах подчиниться государству, не принося в жертву что-то еще более важное, чем республика. Если мы отвечаем на этот вопрос отрицательно, значит, нужно проявить неповиновение. Каждому ясно, что в рамках правового государства подобные обстоятельства могут быть только исключительными. Подходящее правило столь же легко сформулировать, сколь трудно ему следовать: мы имеем право на неповиновение, но лишь тогда, когда оно является нашим долгом.
Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 351.