Кенотизм

КЕНОТИЗМ ( греч. κένωσις - уничижение, истощение) — патрологическая (святоотеческая) концепция, раскрывающая Бого- человеческое самоуничижение Христа вплоть до его вольного страдания и крестной смерти. «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом», - так выразил суть К. один из христианских апологетов, св. Ириней.

В средневековье, начиная с Ансельма Кентерберийского, эта концепция приобрела вид антропологического «подражания Христу». В XVI в. ее развили в сторону крайне экстатического выражения испанские мистики: Игнатий Лойола, Тереза и Иоанн де ла Крус. Фома Кемпийский, а позднее — Ж. Кальвин придали К. гуманизированный и умеренный характер, близкий к сентиментальности.

В русской философии К. нашел отражение прежде всего в творчестве ученых монахов XVIII — первой половины XIX в.: св. Димитрия Ростовского, св. Иоанна Тобольского, св. Тихона Задонского, Платона (Левшина), св. Филарета Московского и др.

Они создали оригинальное учение, связанное с анагогическим жертвованием всевозможными непротиворечивыми «истинами», чтобы естественный и необоженный разум человека никогда не посягнул на знание трансцендентного Бога.

Русские мыслители XX в. в лице Г.П. Фе-дотова, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского и прот. А. Шмемана ограничились западноевропейским пониманием К., особенно в его испанской редакции, которой дал «второе» дыхание их современник М. де Унамуно. Но о. Павел Флоренский, о. Сергий Булгаков и Л.П. Карсавин сохранили оригинальную отечественную трактовку К.: первый — как «софийного» и неипостасного свойства Святой Троицы, второй — как субстанционального признака русской интеллигенции, а третий — как «несовершенного» желания умереть.

Литература: Карсавин Л.П. Оличности// Религиозно-философские сочинения. Т. 1. М., 1992.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 251.

Понятие: