Католицизм (Кузнецов, 2007)

КАТОЛИЦИЗМ (от греч. καθολικός - всеобщий, вселенский) — одно из трех (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Понятие «К.» появилось в середине II в. и отражало претензии идеологов западного христианства на то, что именно их исповедание является «вселенским» и соответствующим учению Христа и апостолов. К. окончательно оформился после разделения христианства в 1054 г. на два направления — западное и восточное. Католическое вероучение основывается на Священном Писании и Священном Предании. В качестве канонического К. признает все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Священное Предание образуют постановления 21 собора, официальные решения римских пап. На основе Никео-Константинопольского символа веры, принятого на I и II вселенских соборах (325 и 381), и некоторых других решений первых семи общехристианских соборов католическая церковь ввела ряд новых догматов. В символ веры она добавила положение об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. Признавая основой спасения веру и добрые дела, католическое вероучение провозглашает церковь необходимым инструментом этого спасения. Вне церкви нет спасения, только церковь может восстановить утраченную вследствие первородного греха сверхприродную способность людей стремиться к высшей цели — Богу. Церковь может возместить эту утрату с помощью так называемой сокровищницы сверхдолжных дел, т.е. запаса добрых дел, совершенных Христом, Богоматерью и святыми. Церковь есть божественное установление, сущность которого составляют единство, святость, католичность (всеобщность) и апостольность. Единство церкви, согласно К., покоится на учении Христа о церкви как едином Теле Господнем. Святость присуща церкви в силу божественного происхождения последней. Католичность церкви означает, что она распространяет свое влияние на весь мир. Апостольский характер придают ей учение апостолов о церкви и основание ее апостолом Петром. Участие в таинствах, свершаемых католическими священнослужителями, обеспечивает членство в католической церкви. К. присущ иерархический принцип организации духовенства. Основу иерархии К. составляют три ступени священства (диакон, священник, епископ). На низших уровнях католической иерархии находятся установленные церковью субдиаконат и другие институты. Внутри церковной иерархии существует подразделение на два ранга: высший, состоящий из тех, кто получает свою власть непосредственно от папы (кардиналы, папские легаты, апостолические викарии), и низший, состоящий из тех, чья власть исходит от епископа (генеральные викарии, которые представляют епископы в выполнении его юрисдикции, и синодики, т.е. члены церковного трибунала). Главой вселенской церкви считается римский епископ — папа, избираемый пожизненно специальным собранием коллегии кардиналов — конклавом; одновременно папа является главой государства Ватикан. Для всех священнослужителей в К. обязательно безбрачие (целибат). Необходимость церкви как посредника в деле спасения обосновывается также учением о таинствах, при совершении которых верующему через священника передается благодать (харизма). К., как и православие, признает семь таинств (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, соборование), но в их понимании и совершении существуют различия. Таинство крещения в К. производится путем поливания головы крещаемого или погружения его в воду, в то время как в православии только погружением в воду. Таинство миропомазания (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а при достижении детьми и подростками 7—12-летнего возраста. Помимо общего для всех христианских конфессий признания существования ада и рая, К. сформулировал в XV—XVI вв. догмат о чистилище — промежуточном пребывании душ умерших до решения их участи. В 1870 г. на первом Ватиканском соборе К. принял догмат о непогрешимости папы в делах веры и морали, в 1854 г. — догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а в 1950 г. — догмат о ее телесном вознесении. Подобно православию, К. сохраняет культ ангелов, святых, икон, реликвий, мощей. К. практикует пышный театрализованный культ, включающий различные виды искусства (роспи-си, фрески, скульптурные изображения, органную музыку и др.). Важные позиции в К. принадлежат монашеству, организованному в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается ок. 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Официальное, социальное учение К. как с овокупность общественно-политических, экономических, этических и культурологических концепций, закрепленное в папских энцикликах, конституциях, буллах и в решениях соборов, стало формироваться в конце XIX в., и процесс этот продолжается. Специфической особенностью церковной социальной доктрины является не только ее философское, социологическое и этическое обоснование, но и обязательная теологическая аргументация, ссылки на библейские тексты. В социальной доктрине К. обличаются многочисленные проявления кризиса цивилизации. Осуждаются такие явления, как угроза существования окружающей среды, возрастание опасности самоуничтожения человечества, кризис института семьи и др. Источник кризиса усматривается прежде всего в ложном понимании сущности че-ловека, в отрыве его от Бога, в восприятии современной цивилизацией светской, а не христианской культуры. Свою задачу католическая церковь видит в наполнении мира христианским гуманизмом, стоящим над любой идеологией и социально-политическими различиями общественных систем и любых сообществ. Современный К. — крупнейшая и наиболее распространенная разновидность христианства (свыше 950 млн последователей).

Литература:

Биффи Д. Я верую: краткое изложение католического вероучения. Милан, 1992;

Лозинский С.Г. История папства. М., 1992;

Любак де А. Католичество: социальные аспекты догмата. Милан, 1992;

Овсиенко Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма. М., 1987;

Рожков В. Очерки по истории Римско-католической церкви. М., 1994.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 249-250.

Понятие: