Категории (Кузнецов, 2007)
КАТЕГОРИИ (греч. κατηγορία — высказывание, признак) — наиболее общие понятия и принципы, описывающие структурную организацию природы, общества и рассудочной деятельности. Впервые в наиболее значимом для философии виде были исследованы Аристотелем и его комментатором Порфирием. Аристотель выделил следующие К.: сущность (первичная — индивид и вторичная — вид и род), количество (дискретное и непрерывное, равное и неравное), отношение, качество (характеристика опре-деленности, устойчивости предметов; свойства, природные способности, пассивные качества, фигуры и формы), место, время, положение, состояние, действие и страдание. Ученик Плотина Порфирий при исследовании рода, вида и признака сформулировал вопрос о том, существуют ли роды или виды в реальности или нет. Первое решение этого вопроса было дано Боэцием: в реальности существуют только индивиды, общие понятия получаются в результате отвлечения от несущественных признаков индивидов. Роды и виды получили название универсалий, а сама проблема природы и сущности общего через Боэция стала известна как проблема универсалий и определила своеобразие средневековой философии. Так аристотелевское учение о К. было транслировано в схоластику. Различные интерпретации и решения этой проблемы привели к возникновению разновидностей средневековых номинализма и реализма.
У. Оккам (XIV в.) обобщает десять К. Аристотеля и сводит их к трем: субстанция, качество и отношение. Последователи Декарта А. Арно и П. Николь (XVII в.) также изменяют аристотелевский список К. и формулируют свой список: разум, материя, величина, расположение, фигура, движение, покой.
К. являются также одним из ключевых терминов кантовской философии. К., или предикаментами, Кант называет элементарные понятия чистого рассудка (в отличие от чистых, но производных понятий — предикабилий). В трактовке Кантом К. можно выделить три существенных момента: а) К. связываются им с логическими функциями, или формами, суждений. Отличие К. от логических функций (например, логические функции обусловливания от К. причины) состоит лишь в том, что последние структурируют отношения между понятиями, тогда как первые имеют предметный смысл. Привязка К. к логическим функциям позволяет Канту доказать априорное происхождение основных понятий метафизики, а также систематизировать К. на основе классификации форм суждений. (Кант полагал важнейшим преимуществом своего списка К. перед аристотелевским его необходимый характер и наличие единых внутренних принципов классификации.) Кант выделяет четыре класса К.: количества, качества, отношения и модальности. К. количества включают понятия единства, множества и целокупности, К. качества — понятия реальности, отрицания и ограничения, К. отношения — понятия субстанции и акциденции, причины и действия, а также понятие взаимодействия, и, наконец, К. модальности — понятия возможности и невозможности, существования и несуществования, необходимости и случайности. Таблица К. является основанием многих разделов кантовской философии; б) К. трактуются Кантом в качестве опорных понятий, благодаря которым можно превратить субъективную ассоциативную связь представлений в общезначимую; в) К. отождествляются Кантом с необходимыми функциями единства представлений в сознании. Ни одна перцепция, не подчиняющаяся категориальным правилам связи представлений, не может быть осознана нами. Три аспекта К. тесно связаны и обусловливают друг друга, сходясь к ключевому, третьему моменту. Особо выделяя тот факт, что К. представляют собой функции единства представлений в сознании, Кант стремится решить главную проблему своей теоретической философии, касающуюся возможности синтетических суждений a priori.
Литература:
Аристотель. Категории / Он же. Соч. В 4-х т. Т. 2. М., 1978;
Введение к «Категориям» финикийца Порфирия ученика ликополитанца Плотина / Аристотель. Категории. М., 1939;
Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976;
Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 247-248.