Катафатическое богословие (Кузнецов)
КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (греч. … от καταφατικός— утвердительный, вероятно, от позднего древнегреческого … — уверяю, утверждаю) — система раскрытия и обоснования вероучения и описания объекта христианской религии — Бога (Троицы) посредством позитивных утверждений на основе заключений по аналогии. Признание трансцендентности Бога, ограничивающей человеческое знание о Нем лишь Его теофаниями — откровениями, тварностью космоса, вмешательством в судьбы мира и пр., привело к появлению в католической схоластике принципа аналогии сущего (analogia entis), подразумевающего получение достоверного знания о божественном бытии из знания о бытии тварном. В православии К.б. дополняется апофатическим богословием и в строгом смысле ему не противопоставляется. Именно принципы катафатики позволили выстроить христианскую догматику как систему позитивных знаний о Боге и сформулировать Символ веры. Фундаментальный вклад в развитие К.б. внес Псевдо-Дионисий Ареопагит (V—VI вв.). В его трактате «О божественных именах» проводится глубокий анализ имен, приличествующих для обозначения различных качеств Божества, для Его называния. Часть из них являются именованиями божественных атрибутов: Любовь, Сущий, Вседержитель, Совершенный, Единый. К.б. Ареопагитик развивает Максим Исповедник (ум. в 662 г.). У преп. Максима «...предметом катафатического богословия является Божественный Логос», который созерцается умом в двояком отношении: «1) в сокровенном образе бытия Своего... и 2) по Своему отношению к миру. Первое открывает тайну Троичности, второе — тайну творения, промысла и суда» (Епифанович С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 57—58). Максим Исповедник особую роль в К.б. отводит христологии как наиболее достоверному, явленному и доступному человеку знанию о Боге. И даже тринитарную догматику видит укорененной в христологической. Такой христоцентричный подход не был новшеством для византийского К.б. VII в., поскольку уже в тексте Никео-Константинопольского символа веры (IV в.) основное внимание сосредоточено на личности Иисуса Христа.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 246-247.