Длительность
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ (DUREE). Длиться значит продолжать быть. Такое определение дает Спиноза. «Длительность, — пишет он, — есть неопределенная непрерывность существования» («Этика», часть II, определение 5). С ним согласен Бергсон, заявляющий, что «вселенная длится», иначе не было бы времени. «Длительность, имманентно присущая всему сущему во вселенной», должна предсуществовать, равно как и мы в ней, благодаря чему мы получаем возможность, расчленяя ее методом абстракции, говорить о времени («Творческая эволюция», глава I).
Нетрудно заметить, что всякая действительная длительность существует в настоящем времени (поскольку прошлого уже нет, а будущего еще нет), следовательно, она неделима (разве можно расчленить настоящее?). Тем самым длительность отличается от:
— абстрактного времени, которое могло бы быть бесконечно делимой суммой прошлого и будущего;
— пережитого времени или временности, подразумевающего память и предвосхищение;
— наконец, мгновения, которое следовало бы представить себе как прерывистое и не имеющее длительности настоящее.
Длительность — это и есть само настоящее, пока оно продолжается. Длительность — это вечное предъявление природы. Следовательно, это и есть реальное время как время бытия, время быть в бытии или, как я это называю, время-бытие.
Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 157-158.